Тип образовательного учреждения:
— дошкольное образовательное учреждение

Вид образовательного учреждения:
— детский сад — центр развития ребенка

 Реализуемый уровень общего образования — дошкольное образование

Реализуемый уровень дополнительного образования — дополнительное образование детей и взрослых

МБДОУ работает по образовательной программе, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и разработанной в соответствии с:

— Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования   (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года);

—  Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,  содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

— Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 38 «Дельфин» — Центр развития города Евпатории Республики Крым» и(утверждён постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 21.07.2015 г. № 639-п).

Программа реализуется от 1 года до 7 лет.

Язык обучения — русский.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду в группах общеразвивающей направленности. Приоритетные направления деятельности учрежденияфизкультурно — оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

 

Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

 

 Цели  программы — создание благоприятных условий для   полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

 

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

 

—  патриотизм;

 

—  активная жизненная позиция;

 

—  творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

 

—  уважение к традиционным ценностям.

 

Цели  программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

 

  Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

 

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

 

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

 

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

 

• творческая организация  воспитательно-образовательного процесса;

 

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

 

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

 

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

 

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

 

Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны      стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

 

Задачи программы:

 

— создать  условия для охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей;

— способствовать обеспечению познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

— обеспечить преемственность в работе детского сада и начальной школы, исключающую умственные и физические  перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста;

 

  — содействовать обеспечению консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

 

Принципы и подходы   к формированию  основной  общеобразовательной    программы:

 

 Программа  на первый план выдвигает развивающую функция образования, обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую  педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы   В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.).

 

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

 

 В основе реализации примерной основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно­деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:

 

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  • обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.

 

Примерная основная образовательная программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

 

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач  в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возрастаэто:

 

игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

 

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

 

познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;  восприятие художественной литературы и фольклора);

 

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

 

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

 

изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

 

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

 

—  двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

 

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

 

● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

 

● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

 

● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

 

● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

 

● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

 

● возможность выбора детьми материалов,  видов активности, участников совместной деятельности и общения;

 

● защита детей от всех форм физического и психического насилия[1];

 

● поддержка учреждением и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

 

Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности  для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

 

Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требованийФедерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

 

 

 

Планируемые результаты освоения  основной  образовательной  программы.

 

 

 

Целевые ориентиры.

 

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

 

Целевые ориентиры образования  в младенческом и раннем возрасте

 

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

 

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

 

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

 

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

 

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться

 

с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

 

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

 

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

 

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

 

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

 

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

 

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

 

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

 

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

 

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

 

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

 

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

 

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

 

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

 

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

 

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

 

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

 

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

 

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

 

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

 

• Проявляет ответственность за начатое дело.

 

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,

 

естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных

 

 решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

 

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

 

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

 

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

 

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

 

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные

 

ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,

 

стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

 

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

 

Система оценки результатов освоения программы

 

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.  Освоение ООП не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

 

Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Непосредственное наблюдение строится в основном на анализе реального поведения ребенка. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде: в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях.

 

Инструментарий для педагогической диагностики —  карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

 

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

 

• игровой деятельности;

 

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

 

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

 

• художественной деятельности;

 

• физического развития.

 

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

 

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

 

2) оптимизации работы с группой детей.

 

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. 

 

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 

Отдельное внимание в Программе уделяется возможности реализации принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 

Ближайшее окружение, специфика многонационального и многоконфессионного крымского региона является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

 

Содержание работы и тематическое планирование по данному разделу педагоги осуществляют с учетом Региональной программы и методических рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек».

 

Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «ДС № 38 «Дельфин» — ЦР» — это программа открытого типа, которая предполагает внесение в неё исправлений и дополнений в связи с изменениями нормативно-правовой базы, муниципального задания, запросов родителей, материально-технических условий и т.д.

от dlfadm