Во время отопительного сезона жизнь в саду наиболее оживляется: начинаются занятия в бассейне, которые всегда проходят в сопровождении радостных детских возгласов. Плавание — маленький праздник, полный здоровья, пользы, удовольствия, брызг и положительных эмоций.
Роль плавания. При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки — чистоплотность и аккуратность.
Плавание как вид спорта эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Оно укрепляет организм, помогает ребенку быстрее адаптироваться к различным состояниям окружающей среды. Плавание положительно влияет на деятельность сердечнососудистой и опорно-двигательной системы, способствует развитию органов дыхания. Это ещё и обучение дошкольников сложноорганизованным действиям, и способ становления навыков саморегуляции, и преодоление страхов, связанных с водой.
Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста опирается на основные дидактические требования педагогики и имеет воспитывающий и развивающий характер. Главные принципы — сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания — принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
В основном на занятиях используются рекомендации Т. И. Осокиной (Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Учение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей. М.: «Просвещение», 1991).
Ведущее место занимает игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Использование игр помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игры, как правило, содержат ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плаванию упражнения.
В обучении используются простые и доступные дидактические пособия, разнообразные по форме и назначению: плавательные круги, доски, надувные игрушки и пр.
Как оборудован бассейн?
Бассейн оснащён удобной лестницей, установленной в вертикальном положении и имеющей соответствующие поручни, для спуска детей в воду и подъёма при выходе из воды. Для обеспечения безопасности и предупреждения травматизма ступени лестницы покрыты резиной, при выходе из бассейна и из душевой — резиновые коврики. На одной из длинных сторон ванны бассейна установлен поручень, обеспечивающий безопасность детей в воде (это приспособление используется и для выполнения некоторых упражнений), на другой стороне — переливной желоб, регулирующий уровень воды и гасящий волны.
Имеются 3 душевые для мытья детей перед началом занятий и после их окончания.
Для просушивания волос приобретены фены.
Строго соблюдаются все санитарно-гигиенические нормы, согласно которых проводится дезинфекция (помещения, ванны бассейна, резиновых шапочек и т.д.) и регулярное проветривание.
Крымский НИИ курортологии и физиологии утверждает среднюю температуру воды в бассейнах для занятий с детьми по плаванию +28 — +30 градусов по Цельсию.
В нашем бассейне поддерживается такая температура.
Возраст детей (группа): 4–6 лет (ст. и ср.гр.); 1,5 — 4 г. (ясли, 1 и 2 мл.гр)
Температура воды в бассейне: 26 — 29; 30 — 32
Температура воздуха в бассейне: 24 — 28; 28 — 30
Температура воздуха в душевой: 24 — 27; 26 — 28
Температура воздуха в раздевалке: 23 — 26; 26 — 28
Температура воздуха в переходной: 22 — 24; 24 — 25
Температура воздуха в группе: 20 — 22; 22 — 24
Объём воды в бассейне — 16,67 кубических метров.
Как организовывается занятие по плаванию.
Перед началом сезона занятий по плаванию с детьми проводят специальные беседы, на которых рассказывают о правилах личной гигиены и о правилах поведения в бассейне, в раздевалках, в душевых, объясняют значение водных процедур, купания и плавания для укрепления здоровья, закаливания.
Выход из группы. Наиболее удобная одежда на пути к бассейну из группы и обратно — удлинённый халат с капюшоном, трикотажные брюки и футболка, носки; главное, вещь должна удобно сниматься. Переодевшись и взяв индивидуальные купальные принадлежности, первая подгруппа детей в сопровождении помощника воспитателя отправляется в бассейн.
Подготовка к занятию. В раздевалке детей встречают инструктор по плаванию и медсестра бассейна, которые в случае необходимости (в основном ребята выполняют все действия самостоятельно) помогают раздеться, сложить одежду, принять душ и надеть резиновые шапочки.
Разминка проводится для детей садовых групп (с 3-х лет). На этом этапе занятия разогреваются, подготавливаются необходимые группы мышц.
Пребывание в воде. Выполнение специально подобранных упражнений, соответствующих цели занятия. Среди них:
• упражнения по ознакомлению со свойствами воды;
• упражнения, обучающие погружению и всплытию;
• упражнения для выработки навыка лежания;
• упражнения для выработки навыка скольжения;
• упражнения, обучающие дыханию;
• упражнения, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения;
• упражнения на овладение простейшими прыжками.
В конце — свободное плавание.
Завершение занятия. Выход из воды. Душ. Вытирание полотенцами. Переодевание, сушение волос. Возвращение в группу в сопровождении помощника воспитателя (который к этому времени уже привёл вторую подгруппу).
На протяжении всего пребывания детей в помещении бассейна ведётся контроль над соблюдением всех норм техники безопасности.
В результате обучения все дети хорошо держатся на воде, умеют плавать кролем, продолжительное время скользят на поверхности воды, самостоятельно регулируют вдох и выдох, у них выработано положительное отношение к плаванию, водным процедурам. Дети, регулярно посещающие бассейн, реже болеют инфекционными заболеваниями.
Примерные цели занятия по плаванию.
Для ясельной группы:
• упражнять в ходьбе вдоль бортика, держась за поручни;
• приучать самостоятельно передвигаться в кругу в разных направлениях;
• упражнение «Лягушата» (работать ножками в воде);
• упражнение «Дождик» (держаться за бортик одной рукой и брызгать другой).
Для старшей группы:
1. Разминка на суше «Сухое плавание».
• Ходьба на месте высоко поднимая колени.
• «Мельница».
• Потянуться, выпрямится, сделать «стрелу», подняться на носки.
• Подскоки на обеих ногах с продвижением вперёд 18–20 р.
• Ноги на ширине плеч, руками опереться о колени, повернуть голову в сторону — сделать вдох, затем повернуть голову лицом вниз — выдох 3–4 р.
• В упоре сидя сзади поднимание и опускание прямых ног 5–6 р.
• прыжки на месте с постепенным поворотом на 180 (45+ 45+45+45)
2. Упражнения в воде по овладению техникой плавания.
• Бег в воде, помогая себе руками.
• Выдох в воду с поворотом головы.
• Закрепление освоенных стилей плавания.
• Упражнение «Торпеда» (оттолкнуться ногами от бортика и скользить по воде).
• Упражнение «Медуза» (сделав глубокий вдох, дети приседают на дно и, наклонившись вперед, всплывают на поверхность).
3. Игры в воде. Игра «Винт». Цель: в скольжении совершать поворот с груди на спину и наоборот.
4. Свободное плавание.