Организация развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста

с целью всестороннего воспитания и развития

1.      Воспитание интереса к познавательной деятельности

·        Набор развивающих игр

·        Игры с песком и водой

·        Игры с природным материалом

·        Подборка материалов о явлениях природы (снег, дождь, вода, ветер, ого)

·        Подборка материалов о временах года

·        Подборка материалов по краеведению

·        Подборка материалов по географии

·        Подборка материалов о людях, животных, птицах, рыбах, насекомых растениях и их взаимодействии в природе

·        Подборка коллекции по различным темам

·        Мини-лаборатория для исследовательских опытов

2.      Воспитание интереса «учебной деятельности»

 

·        Набор игр по развитию речи

·        Набор игр по обучению грамоте

·        Подборка детской литературы для чтения, рассказа, пересказа

·        Магнитная доска с набором букв и цифр

·        Ковролин с набором иллюстраций и картинок

·        Набор дидактических игр

3.      Воспитание культуры общения

·        Телефон доверия

·        Азбука настроений

·        Уголок секретов

·        Сундучок вежливых слов

·        Уголок дружбы

·        Уголок семьи

·        Набор игр по культуре общения

·        Набор серий иллюстраций по культуре общения

4.      Воспитание сенсорной культуры

·        Набор игр на восприятие цвета и его оттенков

·        Набор игр на восприятие формы

·        Набор игр на восприятие величины

·        Набор игр на восприятие запахов

·        Набор игр на восприятие звуков

·        Набор игр на восприятие вкусов

·        Набор игр на восприятие тактильных ощущений

·        Набор игр на восприятие себя в пространстве и во времени

·        Набор игр на развитие зрительно-двигательных координации

5.      Воспитание гигиенической культуры

·        Чудо-зеркало

·        Волшебницы-расчески

·        Наши помощницы щетки

·        Бюро потерянных вещей

·        Алгоритмы последовательности действий в процессах умывания, раздевания, одевания, складывания одежды в шкафчик, сервировки стола и т. д.

6.      Воспитание двигательной культуры

·        Коллекция аудиокассет для занятий ритмикой

·        Набор подвижных игр

·        Набор спортивных игр

·        Набор тренажеров для профилактики плоскостопия

·        Набор оборудования для формирования правильной осанки

·        Уголок веселого мячика

·        Контактные коврики

·        Стена для развития мелкой моторики рук

7.      Воспитание творческой личности

·        Набор строительных игр

·        Набор конструктивных игр

·        Набор сюжетно-ролевыхигр

·        Набор режиссерских игр

·        Набор игр-развлечений

·        Набор народных игр

·        Кукольный театр

·        Пальчиковый театр

·        Теневой театр

·        Настольный театр

·        Театр марионеток

·        Мастерская для рукоделия (шитье, вязание, ниткография, ручной труд с
природным материалом, бумагой, картоном, бросовым материалом, тканью
и различными материалами)

·        Доска творчества для пластилина

·        Доска творчества для мелков

·        Доска творчества для гуаши

·        Фланелеграф с набором картинок

·        Ковролин с набором картинок

·        Коллекция аудиокассет с записями классической и детской музыки для слушания и пения

·        Сборник детских песен

·        Сборник сценариев театрализованных представлений


Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста

(Советы для родителей)

Как же создавать в семье развивающую среду, т. е. такую обстановку, в которой бы ребенок активнее и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрос­лых? Естественно, что ребенок должен осваивать все пространство квар­тиры. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей.

«Детское зеркальце, скажи…». Очень важно организовать «детское» зеркало, лучше трельяж. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особен­но. И мы советуем предоставить им такую возможность. Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор детской космети­ки. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривает себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида, а также качества трудолюбия, самостоя­тельности.

«Картинная мини-галерея»

Важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и при­общить к этому дошкольника. Рекомендуем следующий материал:

       — произведения одного или нескольких авторов;

       — портретная живопись;

       — орнаментальная живопись и т. д.

Причем подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру.

«Мешочек добрых дел»

Мы рекомендуем использовать идею замечательного, выдающегося педагога современности Ш.А. Амонашвили и организовать «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом — ваша коробочка с наличием мелких предметов: камешков, ракушек… За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги любовно подводятся в субботу или воскресенье, т. е. еженедельно. Главное в данном случае — умело руководить этим процессом, не использовать мешо­чек как средство поведения ребенка напоказ.

«Детская лаборатория — это серьезно»

Ребенок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. Полезнее создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящич­ке или на полочке такие предметы, как магниты, уже не работающие телефо­ны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы. Организуя эту лабораторию, нуж­но в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показы­вать способ действия, т. е. для чего нужно, где и как используется.

«Столярничаем или вышиваем»

В зависимости от пола ребенка в квартире продумывается уголочек буду­щей мастерицы или уголок умелых мужских рук.

«Шкаф находок»

В этот шкаф ребенок приносит все необычное, что находится в окружаю­щем мире и природе. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно для поддержания интереса дать детям план — задачу, к примеру: Чем тебе нравится этот камешек? На что похож? Давай вместе придумаем волшебную историю этого камешка.

«Уголок ребусов, шарад, головоломок»

Хотим ли мы умного ребенка? — на этот вопрос все ответят положительно. Если речь идет об уме ребенка, его сообразительности, гибкости, быстроте ре­акции — значит, вы, уважаемые родители, согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок. Любая наглядность в этом плане должна за­ставлять думать, но по принципу «Учите, играя». Это могут быть сюжетные лабиринты типа «Как собачке добраться до будки?»; это могут быть ребусы типа «Отгадай название цветка»; это могут быть загадочные контуры, завуа­лированные цифры, буквы.

«Книжки в вашем доме»

Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книге, вначале к рассматрива­нию иллюстраций, слушанию содержания, а затем к чтению. В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Каждый ребенок выбирает полюбившуюся только ему книжку. Удов­летворяйте его желания, но и постоянно расширяйте поле его книжного зрения.

«Нужна ли дома волшебная палочка»

Известно, что дошкольник не различает реальный и воображаемый мир. Но где-то к 5 — 6 годам дети могут и должны понимать, что так не бывает. Создавать дома каждодневный интерес для детей — это одна из наших маленьких задач. И помочь может сделанная нами волшебная палочка. Она может служить средством переключения внимания ребенка, поможет поощрить малыша, уложить его спать…

«Моя родословная, или ленточка моей жизни»

Очень хорошо, когда на виду, в детской, имеется семейная фотография. Но еще лучше, когда рядом фотографии из нашей родословной.

«Важность детских плечиков»

Обычно одежда детей хранится в шкафу, а то, что носится сегодня, — на стульях. Хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и вешает туда свою одеж­ду. Но лучший вариант — приобрести детские плечики.

«Альбомы по интересам»

Мы советуем приобрести несколько альбомчиков, куда можно собирать и наклеивать: фантики от конфет, открытки с изображением цветов, картин­ки с изображением машин, иллюстрации с изображением животных.

«Звучит музыка»

Доктор мед. наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует усыплению ребенка, легкому, радостному про­буждению, в целом успокаивает нервную систему.

«Уголок потерянных вещей»

Он важен для воспитания собранности. Если кто увидит, что вещь лежит не на своем месте — сразу же несет ее в этот уголок.

 

от dlfadm