Организация развивающей среды в группах для детей дошкольного возраста
с целью всестороннего воспитания и развития
1. Воспитание интереса к познавательной деятельности
· Набор развивающих игр
· Игры с песком и водой
· Игры с природным материалом
· Подборка материалов о явлениях природы (снег, дождь, вода, ветер, ого)
· Подборка материалов о временах года
· Подборка материалов по краеведению
· Подборка материалов по географии
· Подборка материалов о людях, животных, птицах, рыбах, насекомых растениях и их взаимодействии в природе
· Подборка коллекции по различным темам
· Мини-лаборатория для исследовательских опытов
2. Воспитание интереса «учебной деятельности»
· Набор игр по развитию речи
· Набор игр по обучению грамоте
· Подборка детской литературы для чтения, рассказа, пересказа
· Магнитная доска с набором букв и цифр
· Ковролин с набором иллюстраций и картинок
· Набор дидактических игр
3. Воспитание культуры общения
· Телефон доверия
· Азбука настроений
· Уголок секретов
· Сундучок вежливых слов
· Уголок дружбы
· Уголок семьи
· Набор игр по культуре общения
· Набор серий иллюстраций по культуре общения
4. Воспитание сенсорной культуры
· Набор игр на восприятие цвета и его оттенков
· Набор игр на восприятие формы
· Набор игр на восприятие величины
· Набор игр на восприятие запахов
· Набор игр на восприятие звуков
· Набор игр на восприятие вкусов
· Набор игр на восприятие тактильных ощущений
· Набор игр на восприятие себя в пространстве и во времени
· Набор игр на развитие зрительно-двигательных координации
5. Воспитание гигиенической культуры
· Чудо-зеркало
· Волшебницы-расчески
· Наши помощницы щетки
· Бюро потерянных вещей
· Алгоритмы последовательности действий в процессах умывания, раздевания, одевания, складывания одежды в шкафчик, сервировки стола и т. д.
6. Воспитание двигательной культуры
· Коллекция аудиокассет для занятий ритмикой
· Набор подвижных игр
· Набор спортивных игр
· Набор тренажеров для профилактики плоскостопия
· Набор оборудования для формирования правильной осанки
· Уголок веселого мячика
· Контактные коврики
· Стена для развития мелкой моторики рук
7. Воспитание творческой личности
· Набор строительных игр
· Набор конструктивных игр
· Набор сюжетно-ролевыхигр
· Набор режиссерских игр
· Набор игр-развлечений
· Набор народных игр
· Кукольный театр
· Пальчиковый театр
· Теневой театр
· Настольный театр
· Театр марионеток
· Мастерская для рукоделия (шитье, вязание, ниткография, ручной труд с
природным материалом, бумагой, картоном, бросовым материалом, тканью
и различными материалами)
· Доска творчества для пластилина
· Доска творчества для мелков
· Доска творчества для гуаши
· Фланелеграф с набором картинок
· Ковролин с набором картинок
· Коллекция аудиокассет с записями классической и детской музыки для слушания и пения
· Сборник детских песен
· Сборник сценариев театрализованных представлений
Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста
(Советы для родителей)
Как же создавать в семье развивающую среду, т. е. такую обстановку, в которой бы ребенок активнее и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых? Естественно, что ребенок должен осваивать все пространство квартиры. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей.
«Детское зеркальце, скажи…». Очень важно организовать «детское» зеркало, лучше трельяж. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. И мы советуем предоставить им такую возможность. Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор детской косметики. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривает себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида, а также качества трудолюбия, самостоятельности.
«Картинная мини-галерея»
Важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника. Рекомендуем следующий материал:
— произведения одного или нескольких авторов;
— портретная живопись;
— орнаментальная живопись и т. д.
Причем подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру.
«Мешочек добрых дел»
Мы рекомендуем использовать идею замечательного, выдающегося педагога современности Ш.А. Амонашвили и организовать «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом — ваша коробочка с наличием мелких предметов: камешков, ракушек… За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги любовно подводятся в субботу или воскресенье, т. е. еженедельно. Главное в данном случае — умело руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребенка напоказ.
«Детская лаборатория — это серьезно»
Ребенок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. Полезнее создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке или на полочке такие предметы, как магниты, уже не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы. Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способ действия, т. е. для чего нужно, где и как используется.
«Столярничаем или вышиваем»
В зависимости от пола ребенка в квартире продумывается уголочек будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук.
«Шкаф находок»
В этот шкаф ребенок приносит все необычное, что находится в окружающем мире и природе. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно для поддержания интереса дать детям план — задачу, к примеру: Чем тебе нравится этот камешек? На что похож? Давай вместе придумаем волшебную историю этого камешка.
«Уголок ребусов, шарад, головоломок»
Хотим ли мы умного ребенка? — на этот вопрос все ответят положительно. Если речь идет об уме ребенка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции — значит, вы, уважаемые родители, согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок. Любая наглядность в этом плане должна заставлять думать, но по принципу «Учите, играя». Это могут быть сюжетные лабиринты типа «Как собачке добраться до будки?»; это могут быть ребусы типа «Отгадай название цветка»; это могут быть загадочные контуры, завуалированные цифры, буквы.
«Книжки в вашем доме»
Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книге, вначале к рассматриванию иллюстраций, слушанию содержания, а затем к чтению. В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Каждый ребенок выбирает полюбившуюся только ему книжку. Удовлетворяйте его желания, но и постоянно расширяйте поле его книжного зрения.
«Нужна ли дома волшебная палочка»
Известно, что дошкольник не различает реальный и воображаемый мир. Но где-то к 5 — 6 годам дети могут и должны понимать, что так не бывает. Создавать дома каждодневный интерес для детей — это одна из наших маленьких задач. И помочь может сделанная нами волшебная палочка. Она может служить средством переключения внимания ребенка, поможет поощрить малыша, уложить его спать…
«Моя родословная, или ленточка моей жизни»
Очень хорошо, когда на виду, в детской, имеется семейная фотография. Но еще лучше, когда рядом фотографии из нашей родословной.
«Важность детских плечиков»
Обычно одежда детей хранится в шкафу, а то, что носится сегодня, — на стульях. Хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и вешает туда свою одежду. Но лучший вариант — приобрести детские плечики.
«Альбомы по интересам»
Мы советуем приобрести несколько альбомчиков, куда можно собирать и наклеивать: фантики от конфет, открытки с изображением цветов, картинки с изображением машин, иллюстрации с изображением животных.
«Звучит музыка»
Доктор мед. наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует усыплению ребенка, легкому, радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему.
«Уголок потерянных вещей»
Он важен для воспитания собранности. Если кто увидит, что вещь лежит не на своем месте — сразу же несет ее в этот уголок.