Развитие познавательных процессов детей с раннего возраста с использованием инновационных технологий «ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОВАМИ».

 Цель: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, аналитических умений, речи детей через игры с буквами и словами; подготовка к обучению чтению.

Этапы (всего 9):

   I ЭТАП — знакомство с азбукой в картинках

 Начинаем работу с гласных букв. В процессе обучения используются различные игровые приёмы. Основной приём на данном этапе обучения -пропевание звуков. Обязательно многоразовое закрепление. Буквы, по мере знакомства, поселяются в новый «многоэтажный дом» (панно), чтобы в любой момент были на виду. Всё время проверяем усвоение.
 Потом переходим к знакомству с согласными буквами. Сначала даём те,которые есть в произношении, потом все остальные. Добиваемся их запоминания, правильного показа, а потом и называния.
 

 В процессе обучения используем только звуковые названия букв (М, 3, Ж)

 

 Через все обучение проходит игровое упражнение «Найди и принеси мне (кукле, игрушке) определённую букву», «Какую букву взяла белочка» и т.д.

 Эта работа планируется на два — три месяца, хотя повторение идёт в течение всего года в группе 2-3 года и 3-4 года.

 В процессе обучения даются опорные картинки.

Ш этап

Подбор слов для построения предложений

   На этом этапе подбираем слова так, чтобы из них можно было бы построить предложение или словосочетание:

Например: Это кукла. Кукла сказала спасибо.

1У этап.

Тематические повторения.

К этому времени накопилось много слов, на одном занятии их уже не повторить, поэтому возникла необходимость  рассортировать их по темам. И повторять не отдельными словами, а целыми темами.

Например: медведь дарит букет цветов-слов кукле…………………………..

У этап

Сюжетно – ролевые игры.

На этом этапе слова закрепляются в сюжетно-ролевых играх и упражнениях. Это самый эффективный прием для систематического повторения слов.

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья», «Зоопарк» и т.д.

Например: Я – ВРАЧ. Ко мне пришел КОТ. Он говорит: ЗДРАВСТВУЙТЕ. Я у него спрашиваю «Что у вас болит?» Он говорит: «Уши». Я ставлю ему ГРАДУСНИК, затем беру ШПАТЕЛЬ и смотрю горло…………………………………………………………………………………………….

У1 этап.

Чтение книг.

На основе знакомых слов изготавливается книжка – картинка. На каждой странице несколько простых предложений, которые до этого уже составлялись из отдельных слов. Например: « Это девочка. Катя маленькая. Катя одевается…» Книга может называться «Я и моя семья».

Используем и другие книги с крупным шрифтом, с небольшим текстом и обязательно с картинками. При чтении надо показывать ребенку указкой букву, потому что сами они могут пропускать………………………

УП этап.

Развитие фонематического слуха.

Читая демонстрационную или раздаточную карточку с мелким шрифтом, задерживаемся на отдельных буквах (берем небольшие недлинные слова).

Например: «Отгадай, что здесь написано (М-м-м-а-а-а-к-к)»……………….

УШ этап.

Обучение слиянию.

С двух с половиной лет используем таблицу слогов по системе Зайцева. Чтобы детям было интересно, надо придумать, чья бы это была песенка.

Например: «М» — твердая – мамина песенка МА-МО-МУ-МЫ-МЭ

                  «М» — мягкая – песенка козленка МЯ-МЕ-МЁ-МЮ-МИ

Сначала сам взрослый пропевает песенки с показом слогов, а затем – вместе. Показ каждого пропеваемого слога обязателен………………………

1Х этап.

Непосредственное чтение.

К трем годам происходит переход от механического запоминания слов, слогов к чтению. Те слова, которые год назад назывались свободно целиком, перестают называть, а начинают последовательно называть буквы и соединять их в слова. Карточки, книги, лото с надписями слов, простых фраз опять идут в ход в процессе всех сюжетно-ролевых игр.

Параллельно продолжается работа над развитием фонематического слуха. «Отгадай одежду, которая начинается на звук «К», отгадай цветок, который начинается на звук «М», а в конце «К». «Продавец, я хочу купить игрушку со звуком «Т» в начале слова и со звуком «Н» в конце».

На данном этапе дети могут уже читать простые слова, написанные на доске, пишут буквы, короткие слова, хотя их специально этому не учили, просто в определенный момент ребенок начинает сам воспроизводить то, что давно у него перед глазами.

Распределение этапов по возрастам.

от 1,5 до 2 лет — проходим за год два этапа:

I этап (знакомство и игры с буквами), берем весь алфавит;

II этап (знакомим детей со словами — предметами, окружающими в группе)количество: 3 слова в месяц; оба этапа проходим одновременно в течение всего года.

от 2 до 3 лет- повторение I этапа (в течение месяца);

наращивание банка слов II этапа в течение всего года (3 слова в неделю);

III этап начинаем с октября и до конца года;

IV, V этапы включаем в работу с ноября в разных видах деятельности;

VI этап (книги) начинаем с февраля месяца.

от 3 до 4 лет- II — VI этапы продолжаются в течение всего года во всех видах деятельности;

VII этап: с сентября;

VIII этап: с сентября;

IX этап: весна (март — май).

от 4 до 5 лет — VIII, IX этапы продолжаем в течение всего года;

начинаем играть в более сложные игры с буквами и словами:

составлять из букв слова, вставлять пропущенные буквы, соотносить слово с изображением и др.

Для лучшего усвоения брать эти и другие игры на всех занятиях.

от 5 до 6 лет -непосредственное чтение на всех видах занятии.

 

 

от dlfadm