Развитие познавательных процессов детей с раннего возраста с использованием инновационных технологий «ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОВАМИ».
Цель: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, аналитических умений, речи детей через игры с буквами и словами; подготовка к обучению чтению.
Этапы (всего 9):
I ЭТАП — знакомство с азбукой в картинках
В процессе обучения используем только звуковые названия букв (М, 3, Ж)
Через все обучение проходит игровое упражнение «Найди и принеси мне (кукле, игрушке) определённую букву», «Какую букву взяла белочка» и т.д.
Эта работа планируется на два — три месяца, хотя повторение идёт в течение всего года в группе 2-3 года и 3-4 года.
В процессе обучения даются опорные картинки.
Ш этап
Подбор слов для построения предложений
На этом этапе подбираем слова так, чтобы из них можно было бы построить предложение или словосочетание:
Например: Это кукла. Кукла сказала спасибо.
1У этап.
Тематические повторения.
К этому времени накопилось много слов, на одном занятии их уже не повторить, поэтому возникла необходимость рассортировать их по темам. И повторять не отдельными словами, а целыми темами.
Например: медведь дарит букет цветов-слов кукле…………………………..
У этап
Сюжетно – ролевые игры.
На этом этапе слова закрепляются в сюжетно-ролевых играх и упражнениях. Это самый эффективный прием для систематического повторения слов.
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья», «Зоопарк» и т.д.
Например: Я – ВРАЧ. Ко мне пришел КОТ. Он говорит: ЗДРАВСТВУЙТЕ. Я у него спрашиваю «Что у вас болит?» Он говорит: «Уши». Я ставлю ему ГРАДУСНИК, затем беру ШПАТЕЛЬ и смотрю горло…………………………………………………………………………………………….
У1 этап.
Чтение книг.
На основе знакомых слов изготавливается книжка – картинка. На каждой странице несколько простых предложений, которые до этого уже составлялись из отдельных слов. Например: « Это девочка. Катя маленькая. Катя одевается…» Книга может называться «Я и моя семья».
Используем и другие книги с крупным шрифтом, с небольшим текстом и обязательно с картинками. При чтении надо показывать ребенку указкой букву, потому что сами они могут пропускать………………………
УП этап.
Развитие фонематического слуха.
Читая демонстрационную или раздаточную карточку с мелким шрифтом, задерживаемся на отдельных буквах (берем небольшие недлинные слова).
Например: «Отгадай, что здесь написано (М-м-м-а-а-а-к-к)»……………….
УШ этап.
Обучение слиянию.
С двух с половиной лет используем таблицу слогов по системе Зайцева. Чтобы детям было интересно, надо придумать, чья бы это была песенка.
Например: «М» — твердая – мамина песенка МА-МО-МУ-МЫ-МЭ
«М» — мягкая – песенка козленка МЯ-МЕ-МЁ-МЮ-МИ
Сначала сам взрослый пропевает песенки с показом слогов, а затем – вместе. Показ каждого пропеваемого слога обязателен………………………
1Х этап.
Непосредственное чтение.
К трем годам происходит переход от механического запоминания слов, слогов к чтению. Те слова, которые год назад назывались свободно целиком, перестают называть, а начинают последовательно называть буквы и соединять их в слова. Карточки, книги, лото с надписями слов, простых фраз опять идут в ход в процессе всех сюжетно-ролевых игр.
Параллельно продолжается работа над развитием фонематического слуха. «Отгадай одежду, которая начинается на звук «К», отгадай цветок, который начинается на звук «М», а в конце «К». «Продавец, я хочу купить игрушку со звуком «Т» в начале слова и со звуком «Н» в конце».
На данном этапе дети могут уже читать простые слова, написанные на доске, пишут буквы, короткие слова, хотя их специально этому не учили, просто в определенный момент ребенок начинает сам воспроизводить то, что давно у него перед глазами.
Распределение этапов по возрастам.
от 1,5 до 2 лет — проходим за год два этапа:
I этап (знакомство и игры с буквами), берем весь алфавит;
II этап (знакомим детей со словами — предметами, окружающими в группе)количество: 3 слова в месяц; оба этапа проходим одновременно в течение всего года.
от 2 до 3 лет- повторение I этапа (в течение месяца);
наращивание банка слов II этапа в течение всего года (3 слова в неделю);
III этап начинаем с октября и до конца года;
IV, V этапы включаем в работу с ноября в разных видах деятельности;
VI этап (книги) начинаем с февраля месяца.
от 3 до 4 лет- II — VI этапы продолжаются в течение всего года во всех видах деятельности;
VII этап: с сентября;
VIII этап: с сентября;
IX этап: весна (март — май).
от 4 до 5 лет — VIII, IX этапы продолжаем в течение всего года;
начинаем играть в более сложные игры с буквами и словами:
составлять из букв слова, вставлять пропущенные буквы, соотносить слово с изображением и др.
Для лучшего усвоения брать эти и другие игры на всех занятиях.
от 5 до 6 лет -непосредственное чтение на всех видах занятии.