ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ  НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ.

          Особенности психического развития ребенка не возникают сами собой, они формируются в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность самого ребенка

Общественный опыт – источник психического развития. Из него ребенок через посредника (взрослого) получает материал для формирования психических качеств и  свойств личности.             Особая роль в этом процессе принадлежит родителям. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности ребенка. В каждой семье складывается определенная, но не всегда осознанная система воспитания. Речь идет о понимании целей и задач воспитания, о более или менее направленном применении методов и приемов воспитания, учете того, что можно, а чего нельзя допустить в отношении ребенка для благоприятного развития его психики.

Наиболее иллюстративным в этом плане, на наш взгляд, является поведение родителей по отношению к  старшим дошкольникам. К концу дошкольного возраста  ребенок готовится к поступлению в школу, что требует определенной психологической готовности его к школьному обучению.

            Мотивационный компонент готовности дошкольника к школе выражается в осознании ребенком себя как будущего школьника, в формировании так называемой внутренней позиции школьника. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле  можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть, такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность « хочу в школу».

Готовность волевой сферы дошкольника проявляется в овладении ребенком  умения  подчинять свои действия мотивам    общественного характера. Сформированность волевой сферы выражается в умении сосредоточиться, удерживать свое внимание на определенной деятельности, умении слушать учителя, не отвлекаясь, то есть, регулировать свое поведение.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие познавательных возможностей дошкольника, сформированность некоторых общих знаний об окружающем мире и наличие познавательного интереса, то есть, желание ребенка понять « что, отчего и почему?»

Неготовым к школе может оказаться  также ребенок, которому, наоборот, в семье уделяется  много внимания. Такие дети вырастают в окружении взрослых, постоянно опекающих их, и практически лишены контактов со сверстниками. А именно общение со сверстниками предполагает необходимость считаться с мнением и желанием других, подчиняться  любым требованиям, а не только своим и таким образом способствует развитию готовности к  школьному обучению.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка несомненно, так как никто, кроме самых близких  для него людей — матери, отца, бабушки и других членов семьи не относится  к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья как социально-психологический феномен характеризуется  определенной направленностью, индивидуальной системой ценностных ориентаций, общим стилем (типом) воспитания, сложившейся системой отношений между родителями и детьми. Каждая из этих характеристик семьи имеет свои особенности и оказывает специфическое воздействие на развитие ребенка. Например, многочисленными исследованиями установлена   зависимость между преобладающим  стилем воспитания в семье и особенностями психического развития  ребенка, выявлены связи  между приоритетом тех или иных семейных предпочтений и ценностных ориентаций и качествами личности ребенка. В тоже время, проблема влияния характера детско-родительских отношений на  формирование психологической готовности дошкольника к обучению в школе нам представляется изученной недостаточно и нуждается в дальнейшей проработке.   

Анализ результатов диагностики преобладающих родительских отношений показал, что в семьях обследуемых детей представлены разные стили, такие как: «принятие-отвержение», «кооперация», « симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник». В то же время, распределение их по степени выраженности разное.

            С  преобладающим стилем родительских отношений оказались связаны типы нарушенного семейного воспитания. В результате проведенной диагностики обозначились наиболее часто встречающиеся типы нарушений в семейном воспитании: «потворствование», «недостаточность требований-обязанностей», «игнорирование потребностей ребенка», «неразвитость родительских чувств».

Были выявлены связи между мотивационной готовностью и стилями родительских отношений: «симбиоз» и «принятие-отвержение». Обнаружились обратные  связи между мотивационной составляющей готовности ребенка к школе и такими отклонениями в семейном воспитании, как: «потворствование», «игнорирование потребностей ребенка», «недостаточность требований-обязанностей», «неустойчивость стиля воспитания», «неразвитость родительских чувств».

Среди перечисленных отклонений в родительских отношениях наиболее сильное отрицательное влияние на формирование мотивационной готовности дошкольника к школе оказывают «потворствование» и «игнорирование потребностей ребенка».  

«Потворствование» проявляется в тех случаях, когда родители стремятся удовлетворить любые потребности ребенка. Такое отношение родителей приводит к тому, что ребенок не умеет и не хочет ставить цели, которые нужно достигать путем определенных усилий и терпения. Как правило, такие дети не имеют потребности в учении, не стремятся к освоению учебной деятельности. Отсутствие такой потребности негативно сказывается на дальнейшем включении ребенка в учебный процесс. У него складывается отрицательный образ школы, в которой от него требуют чего-либо вопреки его желаниям.

«Игнорирование потребностей ребенка» является по своему содержанию противоположным «потворствованию» и проявляется в недостаточном стремлении родителей к удовлетворению потребностей ребенка. У таких детей возникают трудности с вхождением в школьную жизнь. Родители часто навязывают ребенку свою точку зрения, не учитывая мнения и стремлений ребенка. В таких семьях нарушены интимно-эмоциональные связи с ребенком, что приводит к формированию также отрицательного отношения к школе как к месту, где его также не поймут, осудят, где его потребности не будут учтены и одобряемы.

Наиболее тесная связь обнаруживается между особенностями родительских отношений и сформированностью мотивационного аспекта психологической готовности ребенка к школьному обучению.

 

от dlfadm