Роль семьи в дошкольном образовании.
1. Семья обязана содействовать получению ребёнком образования в дошкольных и других учебных заведениях или обеспечить дошкольное образование в семье в соответствии с требованиями Базового компонента дошкольного образования.
2. Посещение ребёнком дошкольного учебного заведения не освобождает семью от обязанностей воспитывать, развивать и обучать её в семейном кругу.
3. Родители или лица, которые их заменяют, несут ответственность перед обществом и государством за развитие, воспитание и обучение детей, а также сохранение их жизни, здоровья, человеческого достоинства.
«Чтобы быть по-настоящему приспособляемой, система обучения не должна быть оторвана от всех других систем жизни, частью которых мы являемся, — от семьи, общества, работы; она должна вплетаться в них». Стивен Харрисон
«Детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых… Подражание? Нет, нечто значительно большее и ценнейшее». Януш Корчак.
Основные принципы работы:
• Взаимопонимание.
• Обоюдная толерантность.
• Культура общения.
• Тактичность, доброжелательность (обращение по имени-отчеству).
• Сотрудничество.
Работа с родителями направлена на:
• полноценное развитие моральных качеств, физических и умственных способностей воспитанников ДОУ;
• создание комфортных условий жизни в дошкольном заведении;
• упрочение связей между членами семьи и коллективом через воспитание и обучение подрастающего поколения;
• адаптацию ребенка к жизни в современном социуме.
Вопросы, которые педагоги решают в общении с родителями:
I. Ежедневные:
1. Соблюдение режима дня.
2. Вопросы развития, обучения и воспитания.
Примечание № 1. Длительные беседы предпочтительнее проводить во время тихого часа (пересменки) или в конце рабочего дня. И педагогам, и родителям будет удобнее и спокойнее, если внимание не будет постоянно отвлекаться на детей. Время работы педагогов, медиков, администрации с родителями указано в графиках работы (или по предварительной договоренности).
Примечание № 2. При возникновении конфликтной ситуации, о сути вопроса и времени встречи по его выяснению следует обязательно проинформировать администрацию.
3. Вопросы жизнедеятельности и здоровья ребёнка (решаются на основании Комплексного плана работы по улучшению охраны здоровья и снижению заболеваемости детей, согласованого с детской поликлиникой, в который включены вопросы о прививках, сезонной профилактике и пр.)
II. Ежемесячные:
1. Вопросы организации своевременной оплаты за пребывание в ДОУ (с привлечением РК);
III. Текущие и запланированные:
1. Собрания:
• организовывается 100% информирование родителей о дне, времени и повестке родительского собрания (вывешивается заранее на стенде при входе в группу). Если в данный момент какой-то ребёнок не посещает сад, родителей информируют по телефону.
2. Проводится анкетирование родителей, позволяющее педколлективу учитывать мнения родителей по основным вопросам работы ДОУ и вовремя вырабатывать конструктивные пути взаимодействия.
3. Привлечение родителей к участию в конкурсах, праздниках, развлечениях в саду (согласно плану работы РК и ДОУ), это неотъемлемая составляющая успешного взаимодействия сторон и укрепления внутрисемейных отношений.
4. Работа с родительским комитетом (РК):
• Составление планов работы с РК, где деятельность родителей распределена равномерно (согласно годовому плану работы ДОУ).