Постоянная информация о росте преступности усиливает опасения родителей, что их дети могут быть похищены, подвергнуться насилию или просто подпасть под влияние плохой компании.
Современные родители должны понять, какие возможные опасности грозят детям, и сформировать у них такие навыки, которые помогли бы им стать уверенными в себе и вместе с тем осторожными.
Чтобы обеспечить детям безопасность, родители обязаны:
- Защитить их в ситуации, с которой они сами не могут справиться;
- Подготовить к ситуации, с которой им необходимо самим справиться.
Означает ли защита детей постоянное нахождение рядом с ним? Если вы так считаете, то, вероятно, уже поняли, что это возможно лишь до определенного возраста ребенка.
Некоторые родители чрезмерно опекают детей, другие же, наоборот, позволяют им слишком многое, цепляясь за иллюзию, что с их ребенком никогда ничего не случится. Оба эти подхода имеют своим следствием повышенную уязвимость детей – как раз противоположное тому, чего пытаются добиться их родители.
Чрезмерно опекаемым детям, например, не позволено иметь собственное мнение, поэтому они не готовы распознавать опасные или подозрительные ситуации. Чрезмерно опекаемые дети сомневаются в своих способностях и суждениях и чересчур полагаются на подсказку взрослых. В результате они в большей степени подвержены неприятностям, которые могут исходить от недоброжилательных людей.
Предоставляя же детям слишком много свободы, возлагая на них слишком большую ответственность, мы переоцениваем их способность учиться методом проб и ошибок.
Многое из того, что мы хотим от своего ребенка, корнями уходит в наше детство. Если отец, например, был трусоват, будучи мальчуганом, он, возможно, попытается вырастить бесстрашного сына. Каждый раз, когда его
сын демонстрирует храбрость, отец осыпает его похвалами. Со временем мальчик начинает понимать, что показать храбрость (или в случае ее отсутствия – браваду) выгоднее, чем проявить страх. Ребенок постоянно старается быть храбрым, даже когда ощущает в душе страх. Он попадает в капкан этой роли, чтобы ублажить отца. И, пока отец «купается в лучах сыновнего мужества», мальчик привыкает утаивать признаки слабости или уязвимости, за что позже заплатит высокую эмоциональную цену.
Мать, лишенная в детстве внимания, переносит чувство собственной
ненужности на дочь. Хотя женщина всей душой надеется быть внимательной и заботливой, она подсознательно повторяет ситуации эмоционального пренебрежения к ребенку, взятые из собственного детства.
Многие из нас должны пересмотреть приемы воспитания детей. Чтобы решить, какие навыки безопасности необходимо приобрести ребенку,
прежде всего надо хорошо знать его способности и, используя положение главного учителя, постепенно собирать полезную информацию, отмечать происходящие в ребенке изменения, следить за его взрослением.
Вот несколько важных вопросов, которые помогут установить стартовую линию для начального обучения ребенка навыкам безопасности.
1. Как вы считаете, предоставляете ли вы своему ребенку полную
свободу, сравнительно небольшую или уровень допустимого находится
где-то посередине? Разумно ли он использует ваше доверие?
2. Хорошо ли ваш ребенок оценивает сложившуюся ситуацию? Если да, то как
он это показывает?
3. Как бы вы охарактеризовали способность вашего ребенка к общению? Может
ли дочь (сын) поделиться своими неприятностями с вами или с кем-то
другим?
4. Легко ли сходится ваш ребенок с другими детьми? Со взрослыми?
5. Как бы вы охарактеризовали степень самоуверенности вашего ребенка?
6. Как бы вы охарактеризовали способность вашего ребенка решать
возникающие проблемы?
7. Что из предложенного незнакомым человеком могло бы представить
большой интерес для вашего ребенка? Есть ли что-нибудь, чего желает ваш
сын (ваша дочь), но вы не можете или не хотите ему (ей) это купить?
8. Чувствует ли ваш ребенок ответственность перед другими людьми? Способен
ли он помочь незнакомцу, вызывающему о помощи?
9. Испытывает ли ваш ребенок сильное желание угодить взрослым? Стремиться
ли он получить их одобрение?
Если ответы на предложенные вопросы даются нелегко, это может
быть сигналом к тому, что вам необходимо наблюдать за ребенком пристальнее и оценивать его действия более трезво. Кроме того, это может означать, что ребенок еще слишком мал, чтобы вы могли получить ответы на все вопросы.
Далее вам нужно оценить уровень подготовленности сын (дочери)
к усвоению навыков безопасности. Приведенный ниже контрольный список составляющих личную безопасность ребенка позволяет выявить его сильные и слабые стороны. Для удобства обозначим их как достоинства и недостатки. Целесообразно работать с этим списком обоим родителям, но порознь, чтобы затем сравнить свои оценки.
В контрольном списке в колонке «Достоинства» перечислены навыки (качества), позволяющие большинству детей находиться в безопасности, в колонке «Недостатки» перечислены навыки(качества), увеличивающие шансы ребенка стать жертвой.
Пусть вас не пугает объем этого списка. Он составлен таким образом, чтобы охватить большинство навыков безопасности, когда-либо потребующихся как дошкольнику, так и школьнику.
Многие родители, по сути, не знают, при каких условиях их дети
будут уязвимы. Чтобы ваши предложения не оказались ошибочными, прежде чем сделать пометку возле любого из достоинств, предложите ребенку продемонстрировать, как он будет вести себя в обозначенной ситуации.
Не ожидайте, что ваш ребенок обладает большинством качеств
из колонки «Достоинства», и не тревожьтесь, отмечая одни лишь недостатки. Это означает, что он еще слишком мал, чтобы овладеть нужными качествами.
Способность усвоить навыки личной безопасности проявляется у большинства детей в основном после шести лет.
Достоинства |
Недостатки |
Может сказать взрослым «нет» |
Не может возражать взрослым |
Может распознать и сказать «нет» смущающим его прикосновениям взрослых |
Ищет или принимает ласку от большинства взрослых |
Старается всегда следовать правилам |
С трудом следует правилам |
Способен говорить о своих проблемах или чувствах |
С трудом говорит о своих проблемах или чувствах |
При необходимости рискнет устроить скандал |
Не станет привлекать к себе внимание или просить людей о помощи |
Может, если понадобится, позвонить в полицию или родителям |
Не знает, как позвонить в полицию или родителям |
Знает свою фамилию, адрес и номер телефона родителей |
Не обладает полной идентифицирующей информацией |
Знает безопасные навыки общения с незнакомцами |
Очень боится незнакомцев или слишком дружелюбен с ними |
Откажется от подношения взрослого |
Примет подношение от взрослого |
Умеет ответить на телефонный звонок, не давая о себе подробной информации |
Даст позвонившему слишком много информации |
Откроет дверь только с вашего разрешения |
Откроет дверь кому угодно |
Попав в беду, закречит, убежит и расскажет о ней |
В случае опасности теряет способность думать и действовать |
Расспрашивает взрослых об их намерениях, не доверяет им слепо |
С легкостью доверяется взрослым |
Знает, что делать, если потерялся или заблудился |
Не знает, что делать, если потерялся или заблудился |
Никогда не будет хранить от вас тайну, особенно касающуюся взрослых |
Будет хранить что-либо в тайне от родителей, если ему пригрозят или напугают |
Настороженно относится к уловкам сексуальных насильников и похитителей и может противиться им |
Может быть обманут человеком, добившимся его доверия и уважения |
После работы с контрольным списком проанализируйте свои пометки, чтобы понять, в чем ваш ребенок более уязвим.
Главное оружие, которым пользуются педофилы и большинство похитителей,- это обман. Дети с низкой самооценкой и жаждующие ласкового обращения – легкая мишень. Типичный домогатель осыпает их дарами и ласками. Он говорит ребенку, что никто не любит его так, как он. Большинству детей крайне сложно поверить в то, что человек, к которому они доверяют, способен сексуально эксплуатировать их. Манипулируя своими жертвамии с помощью подкупа, ласки, а в некоторых случаях и угроз, домогатели добиваются того, что эти отношения длятся долго и удерживаются в тайне с помощью подкупа, ласки, а в некоторых случаях и угроз, домогатели добиваются того, что эти отношения длятся долго и удерживаются в тайне.
Одна из самых эффективных уловок, которой пользуются похитители, — просьба о помощи. Дети, которых учат быть отзывчивыми, невзирая на то, кому нужна помощь, — легкая добыча. Похититель едет на машине вдоль тротуара рядом с идущим ребенком и просит помочь показать правильный путь. Как только ребенок приближается к машине на расстояние вытянутой руки, похититель втаскивает жертву в машину и уносится прочь. Или же похититель притворяется опечаленным пропажей своей собачки и просит помочь поискать ее. Ребенок не понимает потенциональной опасности и следует за похитителем в лесопарк, удаляясь от людных мест.
Детей нужно научить распознавать хитрости и противостоять попыткам насилия. Но надо помнить, что обучение – длительный процесс. Вы не можете составить список из десяти правил безопасности, наклеить его на холодильник и считать свою работу выполненной. Кроме того, обучать малышей, не давая возможности практиковаться, — все равно что учить их плавать, не пуская в воду! Ваши дети выучат и запомнят правила безопасности, постоянно повторяя их, задавая вопросы, обсуждая их с вами и применяя их в специально созданных вами тренировочных ситуациях.
Дети должны узнать и понять, как вести себя в разных ситуациях, прежде чем они окажутся в них. Бесполезно кричать ребенку в спину, когда он впервые идет в школу самостоятельно: «Не смей садиться в машину к незнакомцам!» Можно использовать такой прием: незадолго то того, как вы дадите детям некоторую самостоятельность, делающую их уязвимыми для определенного рода хитростей, обсудите с ними несколько «сюжетов», с которыми им, возможно, придется столкнуться, объяснить, как они должны пользоваться навыками «уличной смекалки».
Сочетая ваше понимание того, что ребенок способен заучить и запомнить, с тем, что вам известно о его достоинствах и недостатках, вы добьетесь гораздо большего успеха в обучении сына (дочери) навыкам личной безопасности.
Общие рекомендации по обучению правилам личной безопасности
1. Учите ребенка правилам личной безопасности только тогда, когда он
готов усвоить и запомнить их. Соотносите его интелектуальную,
эмоциональную и социальную зрелость с материалом, который он,
по-вашему, должен усвоить и применить.
2. Не пытайтесь развивать у ребенка слишком много навыков сразу, чтобы
не ошеломить или не смутить его. Учите постепенно, шаг за шагом.
3. Периодически повторяйте и закрепляйте каждое пройденное
правило безопасности, особенно те, в которых ребенок чувствует себя
не уверенно.
4. Внимательно следите за результатом.
5. Постарайтесь предугадать, когда вашему ребенку понадобиться узнать
или пременить какой-либо особый навык, и начните давать информацию
или развивать этот навык, и начните давать информацию или развивать
этот навык заранее.
6. В зависимости от особенностей ребенкаВ зависимости от особенностей
ребенка вам придется потратить больше времени на формирование вам придется потратить больше времени на формирование одних навыков и меньше – на формирование других.
Навыки личной безопасности: от детского сада до школы
- Понимать разницу между «хорошими» и «плохими» прикосновениями.
Осознавать: если ты не хочишь, чтобы к тебе прикасались
чужие взрослые, надо сказать им об этом и даже громко крикнуть
при необходимости.
- Позволять физические ласки только членам семьи.
- Помнить: чужой человек, незнакомец – это тот, кого мы не знаем.
- Усвоить идентифицирующую информацию – имя, адрес, номер
телефона.
- Спрашивать у родителей разрешения, прежде чем принять подарки
от людей, не принадлежащих к семейному кругу.
- Рассказывать родителям, если кто-то из взрослых пытается
запугиванием вынудить его держать что-то в тайне.
Необходимо объяснить ребенку, что никто не смеет ему угрожать:
«Если любой взрослый попытается запугиванием вынудить тебя
хранить тайну, немедленно приходи ко мне».
По материалам книги: Пола Статмен.
Безопасность вашего ребенка. Пер.
с англ. С. А. Юрчука. Екатеринбург: У-Фактория,
2004.