ПОЛОЖЕНИЕ
О дополнительных общеразвивающих программах дошкольного образовательного учреждения
I. Общие положения.
1.1.Положение о дополнительных общеразвивающих программах МБДОУ «Д/С №38«Дельфин» -ЦР» (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», Уставом МБДОУ «Д/С №38 «Дельфин»-ЦР» (далее МБДОУ)
1.2.Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению, а также регламентирует порядок рассмотрения, согласования и утверждения дополнительных общеразвивающих программах в МБДОУ.
1.3.Положение регламентирует реализацию дополнительных общеобразовательных программ в течение всего учебного года.
1.4.Программа составляется педагогическим работником МБДОУ.
1.5.Допускается разработка Программы коллективом педагогов (творческой группой) МБДОУ. Данное решение принимается коллегиально на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего МБДОУ.
1.6. Контроль за полнотой и качеством реализации Программ осуществляется заведующим и Заместителем заведующего по УВР (старшим воспитателем).
1.7. Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей обновляется ежегодно, согласовывается на педагогическом совете ежегодно, утверждается приказом заведующего и действует до внесения изменения.
1.8.Образовательную деятельность МБДОУ осуществляет на государственном языке Российской Федерации
1.9.Основные понятия, используемые в Положении:
1.9.1.Программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, содержания программы, а также оценочных и методических материалов.
1.9.2.Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, и распределение по периодам обучения учебного материала, иных видов учебной деятельности.
1.9.3.Направленность образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности воспитанников и требования к результатам освоения Программы.
1.10.Содержание образования по дополнительному образованию детей определяется дополнительными общеразвивающими программами, разрабатываемыми и реализуемыми МБДОУ самостоятельно, и должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательных отношений независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права воспитанников и их законных представителей на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей детей, формирование и развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
1.11.Дополнительная общеразвивающая программа — документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов; модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и ребенка, обоснование содержания и технологии передачи образования; программа, расширяющая одну из областей основного образования; индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности;
II. Цели и задачи, дополнительных общеразвивающих программ.
2.1.Цель Программы — обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
В связи с этим содержание дополнительной общеразвивающей программы должно соответствовать:
- достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, российским традициям.
- соответствующему уровню общего образования — дошкольное образование;
- направленностям дополнительных общеразвивающих программ (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах, игровых образовательных ситуациях, играх, и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого ребенка);
быть направлено на решение следующих задач:
- формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
- удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания воспитанников;
- выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также детей, проявивших выдающиеся способности;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья;
- социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе;
- формирование общей культуры воспитанников;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов.
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
III. Структура дополнительной общеразвивающей программы.
3.1.Структура Программы выглядит следующим образом:
- Титульный лист
- Пояснительная записка;
- Учебный план;
- Содержание изучаемого курса;
- Методическое обеспечение программы;
- Список литературы.
3.2.На титульном листе рекомендуется указывать:
- полное наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена Программа;
- название Программы;
- возраст детей;
- срок реализации Программы;
- ФИО, должность автора(ов) Программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется Программа;
- год разработки Программы.
3.3.В пояснительной записке к Программе следует раскрыть:
- направленность Программы (туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая и др.);
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи Программы;
Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога. Она может быть глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии и др.); дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение, организация полноценного досуга, создание новой методики).
Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (образовательных, развивающих, воспитательных) – путей достижения цели. Они должны соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, освоить, организовать и т. д.).
- календарный учебный график
- отличительные особенности данной Программы от уже существующих;
- возраст детей, участвующих в реализации данной Программы, количество воспитанников в кружке, студии, их возрастные категории, а также продолжительность занятий, которые зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом МБДОУ.
- сроки реализации Программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
- возрастные характеристики, формы занятий (аудиторные и внеаудиторные), год обучения, психолого-педагогические особенности, количество занятий и учебных часов в неделю, количество учебных часов за год.
3.4.Учебный план Программы может содержать перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими.
Количество занятий в год:
— аудиторных на период с сентября по май при нагрузке 1 час в неделю –36 часов, 2 часа в неделю – 72 часа;
3.5.Содержание Программы, возможно, отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по разделам и темам.
Методическое обеспечение Программы — (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, и т.д.); рекомендаций по проведению практических работ, дидактический и игровой материалы. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются методические приемы, методы работы с детьми. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности воспитанника
Основными формами проведения занятий могут быть: занятия, НОД, игровые образовательные ситуации, беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др.
3.7.Планируемые результаты — требования к знаниям и умениям, критерии оценки. Здесь оценивается эффективность выполнения программы. В этом разделе необходимо дать характеристики знаний, умений, навыков по данному курсу; знание определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, умение — с практическими. Если программа рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определяются критерии оценки результатов.
Результатом обучения воспитанников по программе является: определенный объем знаний, умений и навыков, развитие способностей, повышение престижа кружков, студий, улучшение показателей адаптации в обществе, участие студий, кружков и его членов в массовых мероприятиях различного уровня: выставки, конкурсы, фестивали, соревнования, публикации.
Контроль за реализацией Программы может проводиться в разных формах: итоговое занятие, итоговый концерт, наблюдение за деятельностью детей, собеседование, олимпиада, конкурс, соревнование.
3.8.Приводится список рекомендуемой и используемой литературы. Указываются: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, место издания, издательство, год издания.
3.9.Приложения. Не обязательный раздел, в который могут быть включены: дидактические материалы, план методической работы педагога, план учебно-воспитательной работы и т. д.
IV. Контроль
4.1. Ответственность за полноту и качество разработки Программы возлагается на ответственных специалистов.
4.2. Ответственность за полнотой реализации Программ возлагается на заведующего, заместителя заведующего по УВР, старшего воспитателя.
V. Хранение программ
5.1. Программы хранятся в методическом кабинете МБДОУ, кабинетах педагогов дополнительного образования.
5.2. Программа хранится 3 года после истечения срока ее действия.