Взаимоотношения детей и родителей — одна из вечных проблем, которой педагоги и психологи должны уделять самое пристальное внимание. На формирование взаимоотношений влияют такие факторы, как личность родителей, психофизиологические особенности ребенка, особенности и самой семьи, и отношений между ее членами. Отношение же детей к родителям определяется их восприятием семьи, а также переживаниями, связанными с семейными отношениями.
Исследование особенностей взаимоотношений родителей и детей дошкольного возраста (было обследовано 220 детей и 360 родителей) и анализ его результатов позволили нам сделать следующие выводы.
Анализируя установки родителей, чьих детей можно отнести к категории эмоционально неблагополучных, мы поняли: они не принимают своего ребенка таким, каков он есть. Общаясь с ним, они предъявляют требования лишь к нему, но не к себе, пытаются реализовать свои потребности в уважении, достижении успехов, игнорируя потребности детей в любви, безопасности и защищенности. А это ведет к росту тревожности у дошкольников, т.е. фактически родители стимулируют возникновение негативных эмоций у детей, чему способствуют авторитаризм, завышенные ожидания и критика их действий. Заботу и доброжелательное внимание родители заменяют рациональным поведением, жестким контролем за всеми действиями ребенка, а порой своей импульсивностью и непредсказуемостью. Таким образом, одним из направлений коррекционно-развивающей работы с родителями может стать обучение их умению принимать ребенка таким, каков он есть, и видеть положительное во всех его поступках.
На основании результатов изучения взаимосвязи симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) все взаимоотношения были условно разделены на две группы: положительные и отрицательные. Под положительными (37,1% семей) понимались отношения, основанные на взаимной привязанности, чувстве любви и понимании между членами семьи. Такие отношения выражались в эмоциональной насыщенности взаимодействия ребенка и взрослого. Отрицательный тип отношений (62,9% семей) выражается в том, что родители стараются удовлетворить лишь биологические потребности ребенка (накормить, одеть и т.д.), не считая необходимым играть и общаться с ним. В таких семьях часто возникают проблемы, связанные как с детско-родитель-скими взаимоотношениями, так и с отношениями с внешним окружением. У некоторых родителей из таких семей было выявлено чувство вины за неправильное воспитание.
Изучение причин конфликтов детей 3-7 лет с родителями, способов их поведения в конфликтных ситуациях, а также условий их преодоления дало свои результаты.
1. В конфликтных ситуациях дети чаще занимают пассивно-оборонительную позицию, но порой демонстрируют и агрессивность, которая носит, как правило, защитный характер. Однако нередко дети проявляют потребность в отстаивании собственных установок и мнений, практичность и трезвость суждений. Основные причины, чаще всего приводящие к конфликтам: чувство соперничества, стремление привлечь к себе внимание, завоевать симпатии окружающих и признание ими индивидуальности, психологическая и социальная незрелость детей, неумение общаться.
2. При изучении поведения родителей в конфликтных ситуациях было установлено, что только в 20% случаев конфликты разрешаются ими конструктивно; причем матери, бабушки и сестры более склонны к разрешению конфликтов с детьми, чем отцы, деды или братья.
3. Большинство детей подражают своим родителям: девочки чаще — мамам (54%), а мальчики — отцам (62%).
Конфликты детей с родителями имеют сложную природу, сопряжены с целым комплексом социальных условий развития ребенка. В связи с этим главная задача практического психолога состоит не только в диагностике причин и факторов конфликтов в семье, но и в оказании ей специальной коррекционной и психотерапевтической помощи по преобразованию любого конфликта в личностно-развивающий, которая иначе называется психологическим сопровождением родителей. Оно включает своевременную психологическую помощь семье, а также систему корректирующих воздействий на сложившиеся взаимоотношения между родителями и детьми, отслеживание изменений в этом процессе.
В процессе сопровождения родителей психолог имеет возможность проявлять, обсуждать и развивать их отношение к воспитанию и обучению детей, к работе педагогов и администрации ДОУ. Теоретической основой такой деятельности стали работы А. Захарова, А. Спиваковской, Э. Эйдемиллера, В. Юстицкиса. Коррекционная работа осуществляется со всеми членами семьи одновременно.
Основные ее задачи: усилить взаимную открытость и взаимный интерес; развивать эмпатию, способность сотрудничать друг с другом на основе конструктивных способов взаимодействия и оказывать поддержку, углублять понимание собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития, развивать умения, важные во взаимодействии с детьми, формировать уверенность родителей в их собственных возможностях, совершенствовать умение работать вместе с детьми в одной команде, развивать доверие к детям.
Цикл занятий предназначен для взрослых, которые хотели бы стать более компетентными в решении стоящих перед ними воспитательных задач. Программа включает в себя три раздела: личностный, коммуникативный, обучение приемам конструктивного разрешения конфликтов.
Первый раздел — личностный — направлен на осознание родителями особенностей своего характера, убеждений, установок, их личностный рост, формирование активной родительской позиции. Известно: человек значительно лучше понимает других, когда находится в ладу с самим собой, воспринимает себя и свои особенности адекватно. Для развития процессов самопознания мы использовали методы семейного консультирования (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис), тренинг личностного роста (Э. Берн, А. Прутченков).
Второй раздел — коммуникативный — способствует развитию навыков общения с детьми. Умение эффективно общаться, получать радость не только от результатов общения, но и от самого процесса — настоящее искусство, для овладения которым необходимо знание законов коммуникации и освоение приемов общения.
Работа нашей группы строилась с учетом таких принципов, как искренность в общении, невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы, обязательное участие в работе группы в течение всего времени занятия, право каждого члена группы сказать «Стоп!» и тем самым прекратить обсуждение его проблемы, признание права каждого на высказывание своего мнения, обращение друг к другу по имени и на «вы».
В работе с родителями мы использовали следующие приемы: конкретное пожелание («Я предлагаю сделать следующее…»); фантазирование («Представьте себе…», «Закройте глаза и опишите, что вы видите, слышите, чувствуете», «Опишите ваш идеальный день, идеального ребенка», «Представьте, что вы путешествуете внутрь своего тела»); знакомство с тремя состояниями Я, описанными Э. Берном (Родитель, Взрослый, Ребенок); гештальтметод «горячего кресла» («Говорите со своими детьми — они сидят в этом кресле. А сейчас пересядьте в это же кресло и ответьте за детей»); языковые замены («Замените «хочу» на «желательно», «нельзя» на «нежелательно»»); групповая работа («Сейчас я хочу, чтобы вы все делали это»).
Отрабатывались различные способы контакта с ребенком.
Открытый, естественный взгляд в глаза ребенку (это важно и для установления контакта, и для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. Родители в силах дарить ребенку безусловную любовь любящим и нежным взглядом, но часто не делают этого).
Физический контакт между взрослым и ребенком (многие родители прикасаются к детям крайне редко и только по необходимости. Это неправильно — нужно без всякого повода ласково прикоснуться к руке ребенка, обнять его за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам и т.д.).
Примечание. Многие современные дети, особенно тревожные, не умеют смотреть в глаза и вздрагивают, когда к ним прикасаются. Если не использовать эти способы, между родителями и ребенком образуется огромная психологическая дистанция; если же использовать — ребенок будет чувствовать себя уверенно, спокойно, будет дружелюбен по отношению к родителям.
• Пристальное внимание (общаясь с ребенком, необходимо концентрировать внимание только на нем, чтобы ребенок ни на мгновение не усомнился в нашей безусловной и искренней любви, которая даст ему возможность чувствовать себя значимым и уверенным в том, что он самый важный для родителей человек в мире. Внимание родителей жизненно важная и насущная потребность каждого ребенка. А ведь порой для этого нужно не так много: несколько минут могут сотворить чудо. Когда у ребенка появится уверенность в том, что вы всегда готовы выслушать его, он будет делиться с вами своими проблемами).
Родителей следует познакомить с методикой «Я-послание», которая включает в себя описание реальной ситуации, рассказ о своих чувствах, о том, чем они вызваны, высказывание своего пожелания и уверенности, что оно будет выполнено («Я не могу одновременно смотреть телевизор и играть», «Я раздражаюсь, когда, придя с работы, не могу немного побыть одна», «Я бы очень хотела, чтобы ты не баловался, когда я прихожу с работы», «Я уверена, теперь ты будешь так делать»). Методика «Я-послание» помогает разрешать многие сложные проблемы. Этому же способствуют взаимодействие на равных, взаимодействие с позиции «сверху», взаимодействие с позиции «снизу».
Необходимо также формировать у родителей стремление и умение говорить ребенку о своей любви. «Я тобой горжусь. Ты делаешь все хорошо. Я счастлива, когда вижу, как ты увлеченно работаешь. Мне очень важна твоя помощь. Это трогает меня до глубины души. Я сам не смог бы сделать лучше. Прекрасное начало. Ты все замечаешь. Ты сделал это дивно, с легкостью. Мне без тебя не обойтись. Я знала, что тебе это по силам. Ты меня всегда радуешь. Ты сделал это великолепно. Я горжусь тем, что тебе это удалось. Ты ловко это делаешь. Никто мне не может заменить тебя. Сегодня ты превзошел (шла) сам(а) себя! Для меня нет никого красивее тебя».
Использовали мы и различные упражнения: развитие доверительных отношений («Ты у меня самая…», «Если бы я была дочкой…»), «Закончи предложение» («У меня и моего ребенка на занятии хорошо получилось…», «В последнее время я заметила, что мой ребенок…»), «Идеальный родитель» (участники говорят о том, как они представляют себе «идеального родителя» и «идеального ребенка»; анализируются когнитивные установки родителей в сфере воспитания).
Обучение приемам конструктивного разрешения конфликтов — заключительная стадия нашей коррекционно-развивающей работы.
К каждому участнику конфликта нужно относиться достойно и с уважением. Противоречия разрешаются успешно только в том случае, если каждый понимает суть каждой стадии процесса.
Последние занятия посвящаются знакомству группы с «шестью шагами» беспроигрышного метода решения конфликтов по Томасу Гордону (см. приложение).
Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых родители должны знать и которые они должны применять, чтобы избежать излишних трудностей. (В скобках заметим: некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов.)
В группе обсуждаются все категории конфликтного поведения: подавление другого, подчинение ему (например, мать полностью подчиняется желаниям и интересам ребенка), уход от конфликта (обе стороны не стремятся к разрешению конфликта, а делают вид, что его не существует), компромисс (исход конфликта в какой-то мере устраивает обе стороны, но ни родитель, ни ребенок не чувствуют полного удовлетворения), сотрудничество (обе стороны удовлетворены исходом конфликтной ситуации).
Сотрудничество является наиболее предпочтительной формой выхода из конфликта, но оно реально лишь тогда, когда стороны взаимно учитывают интересы друг друга. Маленькие дети не всегда понимают интересы родителей, поэтому мамам и папам приходится занимать более активную позицию в разрешении конфликта. Но конфликт — это всегда взаимодействие, в нем присутствуют две стороны, и действия одной влекут действия (или противодействия) другой.
Родители, проявляя активность в отстаивании своей позиции, предлагают ребенку занять другую (противоположную), тем самым обучая его вести себя в конфликте определенным образом. Чем чаще родители идут на сотрудничество, т.е., предъявляя свои интересы, выясняют и интересы ребенка, учитывают его позицию, тем больше вероятность, что ребенок будет вести себя так же в других ситуациях, причем не только со своими родителями, но и с другими людьми.
Если родители занимают подчиненную позицию, т.е. идут на поводу у ребенка, потакая ему во всем, то, скорее всего, того же он будет ожидать и от других взрослых, и от своих сверстников. Необоснованные претензии создают почву для развития конфликтной личности.
Вместе с тем, подавляя волю и желания маленького человека, трудно научить его отстаивать свои позиции. Правда, иногда в такой ситуации дети начинают копировать поведение старших членов своей семьи: родителей, братьев, сестер. В этом случае мы, скорее всего, имеем дело с людьми, готовыми конкурировать всегда и во всем.
Выбор каждого родителя — решать, какого ребенка он хочет воспитать. Тренинг может лишь способствовать их взаимопониманию. Безусловно, при этом личность ребенка имеет такое же значение, как и личность родителя. Именно поэтому в деле воспитания так трудно давать советы: то, что подходит одному, неприемлемо для другого.
Итак, возможно сформировать отношение к конфликту как к противоречию, требующему конструктивного решения, которое достигается поиском альтернативных вариантов выхода из проблемной ситуации. При этом повышается самостоятельность и продуктивность взрослых в разрешении трудных ситуаций, а непрерывность психологического сопровождения дает широкий диапазон психологических средств для саморазвития, социальной адаптации в сочетании с сохранением и реализацией собственной уникальности.
Психологическое сопровождение семьи позволяет укрепить отношения между родителями и детьми. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям, учатся относиться к ним с пониманием, создают атмосферу приятия, в которой ребенок чувствует себя безопасно, комфортно и учится действовать и жить в гармонии с собой и другими.
И. СМОЛЯРЧУК,
кандидат психологических наук, кафедра педагогической и возрастной психологии, Государственный университет.