Проблемы действительно существуют, и для их решения необходимо точно определиться в их содержании. Предлагаем рассматривать эти проблемы через призму следующих положений:
- Подготовка ребёнка к обучению в школе вообще должна начинаться не в старшей группе, не с пяти лет, а с первых дней пребывания малыша в детском саду, а может быть, и раньше.
- Для того, чтобы эффективно подготовить к школе ребёнка, сначала необходимо готовить к этому родителей и педагогов – воспитателей и учителей.
Проблема 1. Целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки не соответствует особенностям и психолого-педагогическим закономерностям развития детей.
Цели и задачи дошкольного и начального звеньев образования определены в Базовом компоненте дошкольного образования Украины и Государственном стандарте начального общего образования соответственно. Но зачастую они только декларируются. На практике имеет место несогласованность целей и задач дошкольного и начального звеньев образования.
В процессе подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе должны доминировать не содержательные, а развивающие компоненты формирования его мышления. Предлагаем рассмотреть в сравнении цели и основные задачи смежных звеньев образования – дошкольного и начального.
|
Дошкольное образование |
Начальное образование |
Цель |
Сформировать базис личностной культуры ребёнка через открытие ему мира в его целостности и разнообразии как совокупности четырёх сфер жизнедеятельности – «Природа», «Культура», «Люди», «Я сам». |
Создать условия и осуществить всестороннее развитие младших школьников и полноценное овладение ими всеми компонентами учебной деятельности на основе того базиса, который дети получили в дошкольном возрасте. |
Основные задачи |
Не столько дать ребёнку систему отраслевых знаний, сколько преподать ему науку жизни. Сохранить детскую субкультуру. Осуществить процесс социального развития личности, облегчить вхождение ребёнка в широкий мир и развить внутренние силы. |
Формировать желание и умение учиться. Формировать полноценные речевые, читательские, вычислительные умения и навыки, навыки здорового образа жизни. Содействовать в получении детьми достаточного личностного опыта, культуры общения и сотрудничества в разных видах деятельности, самовыражении в творческих видах задач. |
Реализация содержания |
Осуществляется посредством познавательной, художественной , речевой, социально-моральной, творческой и ценностной деятельности детей. |
Осуществляется посредством некоторых учебных предметов и интегрированных курсов, т.е. преимущественно посредством учебной деятельности. |
Работа, нацеленная на повышение адаптивности системы дошкольного образования, имеет смысл в том случае, если на практике реализуется идеал преемственности дошкольного и начального образования, преемственности как стремления и способности школы продолжить работу, начатую на предыдущей ступени образовании.
Это касается воспитателей и учителей.
Что касается родителей – это тоже проблема. Если развивать дошкольное образование, руководствуясь интересами родителей, то система дошкольного образования неизбежно превратится в сферу услуг, образовательных, но услуг. Как известно из педагогики, образование, в т.ч. и дошкольное – это целостный педагогический процесс, осуществляющийся в интересах личности, общества, государства.
Проблема 2. Профессиональная пригодность педагогических кадров, проводящих работу по подготовке к обучению в школе пятилетних детей.
Наряду с профессиональным, грамотным подходом к работе с пятилетними детьми некоторые педагоги допускают грубые педагогические ошибки. А именно:
Воспитатели:
· не знают содержания программы первого класса общеобразовательной школы, т.е. работают «вслепую»;
· переносят содержание программы подготовительной группы (для детей седьмого года жизни) на работу с детьми шестого года жизни;
· выполняют необоснованные требования некоторых школ по обучению детей узкопредметным навыкам (чтению, письму, счёту), «идут на поводу» у родителей, учителей начальной школы, выполняя их требования;
· узко понимают «готовность детей к обучению»;
· имеют старевшие взгляды на задачи по подготовке к обучению в школе, на роль и место педагога в этой работе;
· дублируют содержание, формы и методы школьного обучения в практике работы с детьми дошкольного возраста;
· в обучении ориентируются на когнитивный подход, а не на компетентный, т.те. допускают перенос в учебно-воспитательном процессе в сторону формирования знаний и умений.
Учителя:
· не знают содержания программ развития, воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста;
· в работе по подготовке детей к обучению в школе используют школьные программы. Эта работа напоминает пропедевтический курс начального обучения. Такая подготовка нацелена на решение узкого круга задач, связанных только с учебной деятельностью ребёнка. Забота о полноценном проживании важнейшего периода развития дошкольного детства остаётся за пределами внимания учителя;
· часто не зная особенностей и психолого-педагогических закономерностей развития пятилетних детей, предъявляют к ним требования, как к шести- семилетним детям;
· используют школьные методы и приёмы работы;
· в процессе собеседований с детьми при приёме в школу часто определяют сформированность у них узкопредметных навыков.
Проблема 3. Неоправданно завышенные требования к показателям развития детей шестого года жизни.
Содержание Базового компонента дошкольного образования Украины направлено на работу с детьми 7 (6) – летнего возраста. Но в реальной практике всё его содержание реализуется в работе с детьми шестого года жизни. Существует достаточно много диагностик готовности детей к обучению в школе. От педагогов требуется профессиональный подход к этим методикам: на кого они направлены – на шести- или семилетних детей.
Проблема 4 . Многоплановость (разночтения) в понимании «готовности к обучению».
В реальной жизни получается так, что взрослые понимают «готовность » «под себя», не учитывая интересов ребёнка. Образование в этом смысле не приближается к нуждам каждого ребёнка.
Проблема 5. Педагогами не учитываются психологические особенности развития мальчиков и девочек.
Исследования учёных свидетельствуют о том, что мальчики и девочки развиваются по разному, у них разные программы развития, в результате чего поступающий в школу шестилетний мальчик отстаёт в развитии от шестилетней девочки примерно на год-полтора. Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и эмоционально-личностной готовности девочек. Считается, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Девочки в целом считаются более «речевыми», они раньше начинают говорить, а значит, и все психические функции, которые появляются после возникновения речи, развиваются уже на этом фоне. Зато у мальчиков раньше формируется специализация правого полушария мозга по пространственно-временной ориентации.
Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире.
Мальчики, как правило, испытывают больше трудностей в первые годы обучения, чем девочки.
Проблема 6. Сокращение времени на игровую деятельность в детском саду. Исключение игровой деятельности в школе.
Серьёзной проблемой остаётся недостаточное развитие воображения – процесса, который сегодня называется психологами одним из самых важных в обучении. Без воображения затруднена мыслительная деятельность, невозможно решение даже самой элементарной творческой задачи. Без воображения трудно сформировать умение представить, предвидеть, сравнить и т.д. Причина такого явления кроется в отсутствии достаточного уровня развития игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевой игры.
Через игру и в игре сознание ребёнка также готовится к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребёнок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные делания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определённые усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Всё это необходимо будущему первокласснику. Целенаправленное ознакомление детей в детском саду с общественной и учебной жизнью школьников помогает формированию у них правильных представлений о школе, положительного отношения к учебному процессу.
Новообразования, которые должны появиться у ребёнка к семи годам, а конкретно – мотив к учебной деятельности, вызревает в игре (Л.С.Выготский). Другой вид деятельности, в частности учебная деятельность, полноценного психического развития ребёнку не даёт.
Проблема 7. Некомпетентность родителей в вопросах психофизических особенностей детей и их подготовки к школе. Отсутствие просветительной работы с родителями.
Исследования семьи в условиях кризисного общества выявляют возросшую отчуждённость родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Родители мало общаются с детьми, реже, чем раньше, и с неохотой посещают консультации, родительские собрания, организованные воспитателями. Отмечается возрастание негативного восприятия родителями детей. Скорее всего, это результат воздействия общества на семью. В условиях социальной и экономической нестабильности под гнётом страха «не справиться» с жизнью – потерять работу, обеднеть, заболеть – родители сами становятся неуверенными, уязвимыми, эмоционально нестабильными. Появился новый социальный страх – неуспешность детей. Родители боятся, что ребёнок, неподготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником, малоценным в глазах педагогов и сверстников, без перспектив в будущем. Поэтому хороший детский сад, по мнению многих родителей, это тот, в котором много занятий, где учат читать, писать, считать, и который больше похож на школу.
Несмотря на большой выбор литературы по вопросам развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста, современные родители (в большинстве) остаются психологически неграмотными.
Возможно, круг проблем, связанный с переходом ребёнка на новую ступень жизни, ещё более широк. Обращаем внимание на то, что это проблемы взрослых. И если они будут правильно поняты и решены учителями, воспитателями и родителями, детям будет гораздо легче и комфортнее вступить в новую полосу их жизни.