Мы, взрослые, вполне естественно стремимся передать детям свою любовь к книжкам, фильмам, песням, играм, которые творили наш духовный мир и отношение к жизни и на которых мы выросли. Увы! Не всегда это получается… Нынешние дети не играют в казаков-разбойников и салки, не катают обручи от бочек, не прыгают группами через веревку, которую крутят двое… Правда, малыши еще поют «В лесу родилась елочка» и не отказываются слушать стихи Агнии Львовны Барто и Самуила Яковлевича Маршака и сказки Корнея Ивановича Чуковского. Тем не менее наши малыши уже иная поросль, сравнительно с нами другие люди, что надо отчетливо осознавать. Какие же «строительные кирпичики» формируют душу маленького человека сегодня? В этой проблеме я и попыталась разобраться.
С Настенькой — ей скоро пять — не скучно говорить, хотя и не очень легко. Она очень активный человечек и вполне современный.
Если разговор ей надоедает, она сразу уходит, часто обрывая беседу на полуслове. Но все-таки какой-то диалог у нас состоялся.
— Настенька, сколько же у тебя книжек! А любимые есть?
— Есть. «Доктор Айболит», «Дядя Федор», «Винни-Пух». И еще про Лапку…
— Что же тебе в них особенно нравится?
— Мне собака нравится, Шарик.
— Вот представь. Если бы тебе сказали: «Ты уезжаешь в пустынную страну. Можешь взять из всех твоих книжек только три». Какие бы ты взяла?
— Про Лапку бы взяла, — сразу ответила девочка. И, чуть подумав, добавила: — И еще «Доктора Айболита» и «Дядю Федора».
— Знаешь ли ты, кто для детей пишет книжки? Можешь назвать их фамилии?
Вопрос поставил в тупик, потом моя собеседница оживилась:
— Мы в садике песню пели. Нам воспитательница сказала, что ее написал композитор. Петр его зовут.
Имя Настя запомнила, потому что так зовут ее папу. А фамилию — нет. Может, это был Чайковский? Его «Колыбельная»? Или «Травка зеленеет»?..
— Настенька, а в детском саду воспитательница читает вам книжки? Помнишь, что вы слушали?
— Про таракана слушали, «Ехали медведи на велосипеде, а львы — на машине». Потом мы рисовали их, кто кого хочет. Я львов на машине нарисовала.
— А мама с папой, дедушка с бабушкой тебе читают?
— Вчера дедушка мне читал Пушкина «Три девицы», а я ему о рыбаке и рыбке рассказывала.
Бежит в свою комнату и приносит красочные книги из серии детской энциклопедии издательства «Махаон».
— А вот здесь, — Настя раскрыла том о животных, — живет голубой кит. Он, когда на землю выходит, умирает. А тут, — пальчик скользнул к Антарктиде, — пингвины. Тут бабушка с дедушкой мои были, — показала на Бразилию. — И крокодилы тут живут…
Как сказала Настина бабушка по телефону, любимая книга из «Махаоновой» серии у девчушки — про вулканы.
— Недели две ее таскала под мышкой. Требовала почитать. И в детский сад ее носила, даже на балетные занятия.
А мама Насти добавила:
— По вечерам сидела с отцом и рассказывала ему про лаву и тектонические (!) породы. Но, кажется, в чтении этой все-таки трудноватой для Насти книги мы дальше пятнадцати страниц не продвинулись. Она и детский атлас любит. Мы «путешествуем». Однажды Настя ткнула пальцем в Йемен. Я ей из Интернета почитала про него. Она потом рассказывала, что запомнила. Но переключается быстро.
Хоть девочка и меняет свои познавательные пристрастия, нет сомнений: с книжками у нее неплохо.
Она выросла среди книг. Дома на старинных дубовых полках стоят книги еще ее прапрадеда, который был основателем библиотеки Московского исторического музея и создавал ее вместе со знаменитым историком И.Е. Забелиным. Так что русская классика в Настенькином доме стоит в красивых дореволюционных переплетах, а современная отечественная и зарубежная — тоже в ярких изданиях заполняет стеллажи во всех комнатах квартиры. Много тут, конечно, и научно-популярных книг, специальной литературы, потому что и родители девочки, и ее дедушка с бабушкой — люди ученые. Словом, все условия есть у Насти, чтобы стать настоящим читателем.
Интерес к печатному тексту уживается у девочки с интересом к фильмам — мультипликационным и художественным о детях и животных. Но что сильнее?
— Конечно, Настенька, — говорю, — ты кино смотришь дома, мультфильмы. Любимые какие у тебя?
— Я каждый день ставлю диски или кассеты. Сама. А любимые — «Ну, погоди!», «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты». И еще про Аленушку.
— За что же ты их любишь? Что тебе в них нравится?
— Всё. Аленушка очень хорошая, приветливая. Трубадур хороший, и принцесса. «Ну, погоди!» нравится потому, что Волк все время кричит: «Ну, Заяц, погоди!». Мы будем играть в «Двенадцать месяцев». Я буду Аленушкой, а мама — мачехой. А знаете, что я буду балериной английской?
— Почему английской?
— Да потому, что я английский учу!
— Это хорошо, что учишь. Но балериной постарайся быть русской.
Дальше разговор у нас пошел опять про книжки и фильмы.
— Вот если бы тебе подарили сразу книжку и диск, ну, про Карлсона например. Ты бы за что взялась сначала: диск посмотреть или чтоб тебе книжку почитали?
— Смотреть буду. — Ответ незамедлительный. На вопрос «почему?» пожимает плечами: — Интересно ведь.
Интересно… Наверное, потому, что, в отличие от неподвижного печатного текста, яркая анимация — движущаяся и говорящая картинка — легко и сразу захватывает внимание ребенка. Наукой уже давно доказано, что глаз и слух доставляют в мозг человека информацию мгновенно и вызывают ответную реакцию быстрее, чем происходит осознание смысла вербальной информации. Ведь и сама речь (в исходе — уже накопленный опыт) возникла позже аудиовизуальной коммуникации (в исходе — внезапный сигнал).
Понимание и восприятие (чтение) книжного текста совершенно особый вид деятельности, относящийся к одному из оптимальных средств формирования Человека в человеке, ибо синкретично воздействует на его ум, чувства, волю, развивает воссоздающее воображение (конкретное, индивидуальное, личностное). В чтении читатель выступает как субъект — сотворец книги — и отнюдь не как «сырая глина», т.е. пассивный объект воспитательно-образовательного воздействия. Напомню, что, утверждая значение сотворчества читателя, замечательный русский просветитель Н.А. Рубакин подчеркивал в своем труде «Психология читателя и книги»: «Чтение — это создание собственных мыслей при помощи мыслей других».
С трудом верится, что 85 лет назад, когда дискутировалась тема «Книга и реальное дело», в журнале «Красный библиотекарь» появилась статья с пугающим название «Борьба с детским чтением». Ее автор В. Невский разворачивал длинный ряд оснований вреда книги, трактуя ее как «орудие слабых, суррогат жизни для недостаточно активных натур». Книга, по убеждению В. Невского, воспитывает в детях «дряблый сентиментализм», «притупляет естественную наблюдательность, давая концентрированное отражение жизни», формирует «шаблоны мысли и поведения» и, наконец, пагубно влияет на физическое развитие ребенка («порча зрения, искривление позвоночника, плохое окисление крови и т.д.»).
Ах, что бы написал В. Невский о книге сегодня, в век ЭВМ, телевизоров, компьютеров?! Часами просиживают дети возле «ящиков», и все те тяжкие обвинения чтению, которые находим мы в его статье, во сто крат более можно предъявить этим новым средствам цивилизации. Все еще продолжают ломать копья вокруг проблем «Книга и компьютер», «Книга и аудиовизуальные средства».
Дети пользуются с первых лет жизни не только телевизором и видеомагнитофоном. По данным организации «Save the Children» («Спасем детей»), 25% 5-летних детей в США любят «проникать» в Интернет, а среди 6-7-летних ребятишек таких любителей уже больше половины. У меня нет уверенности в репрезентативности полученных в Америке цифр, может быть, потому, что эти данные появились у нас без впечатляющих аргументов, а в России подобных исследований пока не проводилось. Бесспорно только, что юные поколения в современном мире все увереннее переходят «на ты» с новой техникой.
Настенька пока только играет в самые легкие компьютерные игры для детей. И с книжками расставаться еще не хочет.
В нашем диалоге я задала ей «страшный» вопрос:
— Согласилась бы ты, чтобы все твои книжки заменили на кассеты и диски?
Она подумала немножко и ответила для меня неожиданно:
— Ну, кассеты у нас — дедушкины. А диски — общие…
Я не отставала:
— И все-таки… Отдала бы ты все-все книжки за диски?
— Я бы одну оставила. Синюю.
— А это что?
Оказалось, сборник русских народных сказок. Но потом Настя помчалась к книжному шкафу и вытащила еще четыре книжки, с которыми ей тоже не захотелось расстаться. Это басни Крылова, «Мировая коллекция басен», детский атлас мира и сборник «Мир вчера и сегодня», где ей очень дороги рассказы о динозаврах.
А наутро к этим книжкам присоединились еще пять: «Рассказы о природе» (Паустовский, Скребицкий, Ушинский, Бианки), книжка сказок Сутеева, «Снегурочка» (стихи о зиме), рассказы Пришвина и книжка Седаковой «Как я превращалась». Если бы Настю не оторвали от шкафа, она, по убеждению ее родителей, «спасла» бы от кассет всю свою литературу.
Итак, в Настиных симпатиях пока мирно уживаются книги и аудиовизуальные средства. Трудно предположить, что будет дальше. Многие книжники — книговеды и библиотекари — считают, что в обозримом будущем чтение книг станет элитарным занятием сравнительно узкого социального слоя. Оно будет реализовывать высокие духовные потребности, в то время как электронные носители обеспечат самые разнообразные нужды в информации практической и профессиональной. Соответственно и библиотеки все отчетливее будут приобретать черты музеев культуры.
Думаю, это их достаточно проблематичная далекая судьба. И во всяком случае, подобное превращение вряд ли грозит детским библиотекам, если они останутся самостоятельными просветительскими учреждениями. Сегодня они гостеприимно открывают свои двери даже для самых маленьких и увлеченно занимаются проблемами организации семейного чтения. Круглые столы, мастер-классы, творческие мастерские, выставки детских рисунков по прослушанным или прочитанным книгам, проведение научно-практических конференций — вот неполный перечень того, что делают библиотеки по укреплению духовных связей в семье, возрождению читательских традиций в ней.
В журнале «Школьная библиотека» (№ 4 за 2008 г.) я прочитала статью об интересном опыте работы Южно-Казахстанской областной детской библиотеки. По программе «Книга и семья» там пропагандируются книги среди беременных женщин. На основании трудов врачей, психологов, утверждающих, что еще в утробе матери ребенок воспринимает красивую музыку, мелодичные стихи, сотрудники этой библиотеки читали будущим мамам детскую литературу высокого художественного уровня.
А в Омске было проведено исследование в пяти детских садах среди родителей малышей. Оно показало, сообщается в журнале, что в большинстве семей детям читают вслух; причем половина опрошенных делают это по просьбе ребят и идут навстречу их выбору книг из домашней библиотеки.
Примечательно: заключая опрос родителей, библиотекари предложили выбрать близкую им фразу из предложенных и закончить ее. Отрадно, что фраза «Читать детям необязательно потому, что…» так и осталась незаконченной, тогда как другое высказывание: «Читать детям важно потому, что…» — было продолжено почти всеми родителями. Они подчеркивали: чтение развивает память, фантазию, речь, расширяет кругозор, рождает у ребенка желание творить самому.
Хочется надеяться, что взрослые книгочеи не допустят ухода книги в небытие. Мой разговор с Настенькой подпитывает эту надежду.
Н. ДОБРЫНИНА,
доктор филологических наук, профессор