ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ Интервью с Настенькой

Мы, взрослые, вполне естественно стремимся передать детям свою любовь к книжкам, фильмам, песням, играм, которые творили наш духовный мир и отношение к жизни и на которых мы выросли. Увы! Не всегда это получается… Нынешние дети не играют в казаков-разбойников и салки, не катают обручи от бочек, не прыгают группами через веревку, которую крутят двое… Правда, малыши еще поют «В лесу родилась елочка» и не отказываются слушать стихи Агнии Львовны Барто и Самуила Яковлевича Маршака и сказки Корнея Ивановича Чуковского. Тем не менее наши малыши уже иная поросль, сравнительно с нами другие люди, что надо отчетливо осознавать. Какие же «строительные кирпичики» формируют душу маленького человека сегодня? В этой проблеме я и попыталась разобраться.

 

С Настенькой — ей скоро пять — не скуч­но говорить, хотя и не очень легко. Она очень активный человечек и впол­не современный.

Если разговор ей надоедает, она сразу уходит, часто обрывая беседу на полусло­ве. Но все-таки какой-то диалог у нас со­стоялся.

— Настенька, сколько же у тебя книжек! А любимые есть?

— Есть. «Доктор Айболит», «Дядя Фе­дор», «Винни-Пух». И еще про Лапку…

— Что же тебе в них особенно нравится?

— Мне собака нравится, Шарик.

— Вот представь. Если бы тебе сказали: «Ты уезжаешь в пустынную страну. Мо­жешь взять из всех твоих книжек только три». Какие бы ты взяла?

— Про Лапку бы взяла, — сразу ответила девочка. И, чуть подумав, добавила: — И еще «Доктора Айболита» и «Дядю Федора».

— Знаешь ли ты, кто для детей пишет книжки? Можешь назвать их фамилии?

Вопрос поставил в тупик, потом моя со­беседница оживилась:

— Мы в садике песню пели. Нам воспи­тательница сказала, что ее написал компо­зитор. Петр его зовут.

Имя Настя запомнила, потому что так зовут ее папу. А фамилию — нет. Может, это был Чайковский? Его «Колыбель­ная»? Или «Травка зеленеет»?..

— Настенька, а в детском саду воспита­тельница читает вам книжки? Помнишь, что вы слушали?

— Про таракана слушали, «Ехали мед­веди на велосипеде, а львы — на маши­не». Потом мы рисовали их, кто кого хо­чет. Я львов на машине нарисовала.

— А мама с папой, дедушка с бабушкой тебе читают?

— Вчера дедушка мне читал Пушкина «Три девицы», а я ему о рыбаке и рыбке рассказывала.

Бежит в свою комнату и приносит кра­сочные книги из серии детской энцикло­педии издательства «Махаон».

— А вот здесь, — Настя раскрыла том о жи­вотных, — живет голубой кит. Он, когда на землю выходит, умирает. А тут, — пальчик скользнул к Антарктиде, — пингвины. Тут бабушка с дедушкой мои были, — показала на Бразилию. — И крокодилы тут живут…

Как сказала Настина бабушка по теле­фону, любимая книга из «Махаоновой» се­рии у девчушки — про вулканы.

— Недели две ее таскала под мышкой. Требовала почитать. И в детский сад ее но­сила, даже на балетные занятия.

А мама Насти добавила:

— По вечерам сидела с отцом и расска­зывала ему про лаву и тектонические (!) породы. Но, кажется, в чтении этой все-таки трудноватой для Насти книги мы даль­ше пятнадцати страниц не продвинулись. Она и детский атлас любит. Мы «путеше­ствуем». Однажды Настя ткнула пальцем в Йемен. Я ей из Интернета почитала про него. Она потом рассказывала, что запом­нила. Но переключается быстро.

Хоть девочка и меняет свои познава­тельные пристрастия, нет сомнений: с книжками у нее неплохо.

Она выросла среди книг. Дома на старинных дубовых полках стоят книги еще ее прапрадеда, который был ос­нователем библиотеки Мос­ковского исторического музея и создавал ее вместе со знаме­нитым историком И.Е. Забели­ным. Так что русская классика в Настенькином доме стоит в красивых дореволюционных пе­реплетах, а современная отечест­венная и зарубежная — тоже в яр­ких изданиях заполняет стеллажи во всех комнатах квартиры. Много тут, конечно, и научно-популярных книг, специальной литературы, потому что и родители девочки, и ее дедушка с бабушкой — люди уче­ные. Словом, все условия есть у Насти, чтобы стать настоящим читателем.

Интерес к печатному тексту уживается у девочки с интересом к фильмам — муль­типликационным и художественным о де­тях и животных. Но что сильнее?

— Конечно, Настенька, — говорю, — ты кино смотришь дома, мультфильмы. Лю­бимые какие у тебя?

— Я каждый день ставлю диски или кас­сеты. Сама. А любимые — «Ну, погоди!», «Двенадцать месяцев», «Бременские му­зыканты». И еще про Аленушку.

— За что же ты их любишь? Что тебе в них нравится?

— Всё. Аленушка очень хорошая, при­ветливая. Трубадур хороший, и принцесса. «Ну, погоди!» нравится потому, что Волк все время кричит: «Ну, Заяц, погоди!». Мы будем играть в «Двенадцать месяцев». Я буду Аленушкой, а мама — мачехой. А зна­ете, что я буду балериной английской?

— Почему английской?

— Да потому, что я английский учу!

— Это хорошо, что учишь. Но балериной постарайся быть русской.

Дальше разговор у нас пошел опять про книжки и фильмы.

— Вот если бы тебе подарили сразу книжку и диск, ну, про Карлсона напри­мер. Ты бы за что взялась сначала: диск по­смотреть или чтоб тебе книжку почитали?

— Смотреть буду. — Ответ незамедлительный. На вопрос «почему?» пожимает плечами: — Инте­ресно ведь.

Интересно… Наверное, по­тому, что, в отличие от непо­движного печатного текста, яркая анимация — движу­щаяся и говорящая картин­ка — легко и сразу захваты­вает внимание ребенка. Наукой уже давно доказа­но, что глаз и слух достав­ляют в мозг человека ин­формацию мгновенно и вызывают ответную ре­акцию   быстрее,   чем происходит осознание смысла вербальной информации. Ведь и сама речь (в исходе — уже накопленный опыт) возникла позже аудиовизуальной коммуникации (в исходе — внезапный сигнал).

Понимание и восприятие (чтение) книжного текста совершенно особый вид деятельности, относящийся к одному из оптимальных средств формирования Че­ловека в человеке, ибо синкретично воз­действует на его ум, чувства, волю, разви­вает воссоздающее воображение (кон­кретное, индивидуальное, личностное). В чтении читатель выступает как субъект — сотворец книги — и отнюдь не как «сырая глина», т.е. пассивный объект воспита­тельно-образовательного воздействия. Напомню, что, утверждая значение со­творчества читателя, замечательный рус­ский просветитель Н.А. Рубакин подчер­кивал в своем труде «Психология читате­ля и книги»: «Чтение — это создание соб­ственных мыслей при помощи мыслей других».

С трудом верится, что 85 лет назад, ког­да дискутировалась тема «Книга и реаль­ное дело», в журнале «Красный библиоте­карь» появилась статья с пугающим назва­ние «Борьба с детским чтением». Ее автор В. Невский разворачивал длинный ряд ос­нований вреда книги, трактуя ее как «ору­дие слабых, суррогат жизни для недоста­точно активных натур». Книга, по убежде­нию В. Невского, воспитывает в детях «дряблый сентиментализм», «притупляет естественную наблюдательность, давая концентрированное отражение жизни», формирует «шаблоны мысли и поведе­ния» и, наконец, пагубно влия­ет на физическое развитие ре­бенка («порча зрения, искрив­ление позвоночника, плохое окисление крови и т.д.»).

Ах, что бы написал В. Нев­ский о книге сегодня, в век ЭВМ,  телевизоров,  ком­пьютеров?! Часами проси­живают дети возле «ящиков», и все те тяжкие об­винения чтению, которые находим мы в его статье, во сто крат более можно предъявить этим новым средствам цивилизации. Все еще продолжают ломать копья вокруг проблем «Книга и компьютер», «Книга и аудиовизуальные средства».

Дети пользуются с первых лет жизни не только телевизором и видеомагнитофо­ном. По данным организации «Save the  Children» («Спасем детей»), 25% 5-летних детей в США любят «проникать» в Интер­нет, а среди 6-7-летних ребятишек таких любителей уже больше половины. У меня нет уверенности в репрезентативности по­лученных в Америке цифр, может быть, потому, что эти данные появились у нас без впечатляющих аргументов, а в России подобных исследований пока не проводи­лось. Бесспорно только, что юные поколе­ния в современном мире все увереннее пе­реходят «на ты» с новой техникой.

Настенька пока только играет в самые легкие компьютерные игры для детей. И с книжками расставаться еще не хочет.

В нашем диалоге я задала ей «страш­ный» вопрос:

— Согласилась бы ты, чтобы все твои книжки заменили на кассеты и диски?

Она подумала немножко и ответила для меня неожиданно:

— Ну, кассеты у нас — дедушкины. А дис­ки — общие…

Я не отставала:

— И все-таки… Отдала бы ты все-все книжки за диски?

— Я бы одну оставила. Синюю.

— А это что?

Оказалось, сборник русских народных сказок. Но потом Настя помчалась к книжному шкафу и вытащила еще четыре книжки, с которыми ей тоже не захоте­лось расстаться. Это басни Крылова, «Мировая коллекция басен», детский ат­лас мира и сборник «Мир вчера и сегодня», где ей очень до­роги рассказы о динозав­рах.

А наутро к этим книжкам присоединились еще пять: «Рассказы о природе» (Паус­товский, Скребицкий, Ушинский, Бианки), книжка сказок Сутеева, «Снегурочка» (стихи о зиме), рассказы Пришвина и книжка Седаковой «Как я пре­вращалась». Если бы Настю не оторвали от шкафа, она, по убеж­дению ее родителей, «спасла» бы от кассет всю свою литературу.

Итак, в Настиных симпатиях пока мирно уживаются книги и ауди­овизуальные средства. Трудно предположить, что будет дальше. Многие книжники — книговеды и библиотекари — считают, что в обозримом будущем чтение книг станет элитар­ным занятием сравнительно узкого социального слоя. Оно будет реализовывать высокие духовные потребности, в то время как электронные носители обеспечат самые разнообразные нужды в информации практической и профессиональной. Соответственно и библиотеки все отчетливее будут приоб­ретать черты музеев культуры.

Думаю, это их достаточно проблематич­ная далекая судьба. И во всяком случае, подобное превращение вряд ли грозит дет­ским библиотекам, если они останутся са­мостоятельными просветительскими уч­реждениями. Сегодня они гостеприимно открывают свои двери даже для самых ма­леньких и увлеченно занимаются пробле­мами организации семейного чтения. Круглые столы, мастер-классы, творчес­кие мастерские, выставки детских рисун­ков по прослушанным или прочитанным книгам, проведение научно-практических конференций — вот неполный перечень то­го, что делают библиотеки по укреплению духовных связей в семье, возрождению чи­тательских традиций в ней.

В журнале «Школьная библиотека» (№ 4 за 2008 г.) я прочитала статью об ин­тересном опыте работы Южно-Казахстан­ской областной детской библиотеки. По программе «Книга и семья» там пропаган­дируются книги среди беременных жен­щин. На основании трудов врачей, психо­логов, утверждающих, что еще в утробе матери ребенок воспринимает красивую музыку, мелодичные стихи, сотрудники этой библиотеки читали будущим мамам детскую литературу высокого художест­венного уровня.

А в Омске было проведено исследова­ние в пяти детских садах среди родителей малышей. Оно показало, сообща­ется в журнале, что в большинст­ве семей детям читают вслух; причем половина опрошенных делают это по просьбе ребят и идут навстречу их выбору книг из домашней библиотеки.

Примечательно: заключая опрос родителей, библиоте­кари предложили выбрать близкую им фразу из пред­ложенных и закончить ее. Отрадно, что фраза «Чи­тать детям необязательно потому, что…» так и осталась незаконченной, тогда как другое высказывание: «Читать детям важно потому, что…» — было продолжено почти всеми родителями. Они подчерки­вали: чтение развивает память, фантазию, речь, расширяет кругозор, рождает у ре­бенка желание творить самому.

Хочется надеяться, что взрослые книго­чеи не допустят ухода книги в небытие. Мой разговор с Настенькой подпитывает эту надежду.

                                                                                                    Н. ДОБРЫНИНА,

доктор филологических наук, профессор

от dlfadm