В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Этот бурный процесс развития не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Одних природных задатков для этого не достаточно, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей.

Нередко мы противопоставляем игру серьезным занятиям. И не без основания: ведь учеба, труд не всегда приятны. Игра тоже требует напряжения , усилии, воли но она не создает «полезного продукта», она — цель сама по себе. Психологи доказали : в игре у дошкольников интенсивно развивается психика. На пределе работают память, мышление , восприятие. В игре ребенок проявляет больше произвольности, больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает чем в ситуации простого , «учебного задания». Даже острота зрения повышается в условиях игры. Ну и , конечно, обогащается запас знаний ребенка о мире. Вот на это стоит обратить внимание.

Несомненно ,маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим людям. Таким образом он в основном овладевает речью, бытовыми навыками и др.. Он многое усваивает, непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этот самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Но и переоценивать значение этих самостоятельных проб и поисков нецелесообразно : они не всегда продуктивны и очень часто влекут за собой формирование искаженных представлений, которые временно могут нарушить правильную ориентировку ребенка в окружающем.

Что бы маленькие дети овладели необходимыми движениями , речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить в игре.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки , игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например , такая испытанная веками потешки, как «Ладушки, ладушки» заставляет малыша прислушаться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями , подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).

Народ создал чудесные произведения — потешки, прибаутки, с тем что дети в игре словом учились тонкостям языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным сочетаниям, овладевать разными интонациями речи.

Игровая форма обучения — ведущая ступень раннего детства. Ребенок с интересом следит за действиями взрослых.. Что бы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему миру, направить их внимание на определенные явления . дать нужные сведения , пояснения , необходимо организовывать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим миром говорить с ним по поводу увиденного.

Активизация словаря тесно связана с общим развитием ребенка, с расширением его кругозора. Каждое слово , которое узнают дети, это новое конкретное представление о предметах и явлениях окружающего мира. Поэтому словарь необходимо рассматривать в тесной связи с теми впечатлениями, которые дети получают из окружающей их жизни.

Игровая ситуация помогает вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь.

Дети трех лет могут при правильном использовании игр освоить наименование предметов, вычленить их особенности ( цвет, форму, величину), назвать действия, которые производятся в процессе игры с игрушкой.

Практический психолог ДУЗ №38

«ДЕЛЬФИН»

Г. Евпатория

от dlfadm