Одним из ведущих аспектов работы наших педагогов является постоянное самосовершенствование и использование инновационных технологий современной науки. Результатом такой деятельности стало создание кружка «Эйдетика для малышей» (разработанная Программа утверждена УО) и внедрение элементов эйдетики в общую, базовую программу ДУЗ.
Что же такое эйдетика?
Изначально — это направление практической психологии, которое занималось развитием внимания, образного мышления и памяти. Ныне система эйдетики стала доступной и для педагогов, и даже для родителей. Основывается она на развитии образной памяти (греч. eidos — образ, внешний вид), которая помогает воспринимать мир целостно, развивает естественную память, учит творческому мышлению. Это самая стойкая форма памяти, которую почти невозможно разрушить, так как она происходит из интересов и знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Причём можно создавать любые образы: образы букв, цифр, предметов, понятий, стихотворений, настроений и т.д.
Метод эйдетики построен на простом принципе:
воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
Маленькие дети воспринимают мир преимущественно образами, т.к. правое полушарие мозга, отвечающее за интуицию, пространственную ориентацию, у детей от рождения развито сильнее. Левое полушарие мозга, отвечающее за обработку речевой информации и логику, созревает у большинства к 12–16 годам. Период наиболее интенсивной работы воображения человека — возраст до пяти лет. Поэтому именно это время наиболее благоприятно для развития его личности. Только нужно делать это правильно, используя методики обучения, соответствующие природным физиологическим процессам. В большинстве же детских дошкольных учреждений методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память.
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, т.е. они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.
Кроме того, эйдетика — это ещё и развитие зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, обонятельной и фотографической памяти; и формирование сильной мотивации, и создание творческой среды, и стимуляция аналитического мышления, и использование нестандартного мышления для решения проблем, и преодоление внутренних психологических барьеров (ребёнок учится убирать страхи перед новым, неизведанным).
В такой системе обучения возможно всё! Любая информация может быть преобразована множеством различных способов (в доступной — индивидуальной — форме) и зафиксирована в сознании надолго: так, что в нужный момент она обязательно «всплывёт» и будет использована. Взрослым необходимо лишь дать некоторые механизмы, которые запустят эту систему.
Еще одно важное преимущество эйдетического обучения — ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.
Пример работы с образом.
Знакомство с цифрой 8. Перед детьми — чёрно-белое изображение цифры.
Педагог: На что похожа цифра?
Ваня: На 2 слипшихся мяча.
Таня: На матрёшку.
Педагог: Какого цвета твоя цифра?
Ваня: Зелёного.
Таня: Розового.
Педагог: Какая цифра на ощупь?
Ваня: Шершавая.
Таня: Гладкая (пластмассовая).
Педагог: Как пахнет восьмёрка?
Ваня: Землёй, потому что мячами играли на улице.
Таня: Мамиными духами.
Педагог: Какой звук у этой цифры?
Ваня: Шшш…
Таня: Динь-динь.
ОБРАЗ СОЗДАН! У каждого ребёнка он — свой, личный, поэтому незабываемый.
Другой пример. Игра «Дорисуй-ка» (вариант игры «На что похожа цифра 3?»). Результаты детских преобразований: дым из трубы, чайка, очки, брови, крыло бабочки, колёса велосипеда… И снова индивидуальные, незабываемые образы.