Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ

Круги Луллия

Описание метода.

Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) со­здал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пи­рамидки).

В верхней ча­сти стержня ус­танавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество сек­торов. При сво­бодном враще­нии кругов под стрелкой оказы­ваются опреде­ленные сектора. Луллий на секто­рах размещал рисунки,   писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо бы­ло расшифровать, подключив воображение.

Для работы с дошкольниками целесооб­разно использовать не более четырех кру­гов разного диаметра с количеством секто­ров от 4 до 8.

Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознаком­лению с окружающим, развитию речи, мате­матике и др.

Методические рекомендации по пост­роению системы тренингов.

 

·        Круги Луллия представляют дошкольни­кам как чудесные кольца или загадочные круги.

·        Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

·        В работе с детьми пятого года жизни ис­пользуют два-три круга (4-6 секторов на каждом).

·        Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых ис­пользуются четыре круга с 8 секторами на каждом.

·        Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей).

·        Сами круги желательно изготовить из пластика (или толстого картона). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия (с помощью мастики или скотча, чтобы педагог и дети могли легко поменять их).

·        Тренинг должен состоять из двух час­тей: 1) уточнение имеющихся знаний в оп­ределенных областях (реальное задание — РЗ); 2) упражнения на развитие воображе­ния (фантастическое задание — ФЗ).

 

Технологическая цепочка проведения тренинга.

 

1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.

Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго — мест их произрастания (сад, лес, болото и т.п.); третьего — плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.).

2. Ставится задача тренинга.

Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитате­ля они находят на нижнем круге изображе­ние яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и рас­полагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.

3. Круги раскручивают, дети смотрят, ка­кие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

Например: береза — болото — апельсин.

Задача. Объяснить, как объект может рас­ти в таком месте и приносить подобные пло­ды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантас­тического преобразования.

Например, хорошо ли иметь такую чудес­ную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понра­вится, что на ней растут апельсины.

4. На основе фантастического преобразо­вания составляется рассказ.

5. По итогам преобразования организует­ся продуктивная деятельность (лепка, рисо­вание и т.п.).

 

Ожидаемые результаты.

Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, на­пример: «Подберите карточки с изображе­нием домашних животных».

Самостоятельное придумывание до­школьниками как реальных, так и фантасти­ческих заданий.

Составление рассказов о практической зна­чимости объектов с необычными признаками.

 

Младший возраст (3-4 года)

 

1. На малом круге воспитатель располага­ет картинки с изображением животных (со­бака, курица, лиса и т.д.), на большом — их детенышей.

Реальное Задание (РЗ): найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2. Взрослый раскручивает круги. Напри­мер, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание (ФЗ): подумать и сказать, каким образом ма­ма-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т.д.).

 

Средний возраст (4-5 лет)

 

1. На стержне — три круга. На маленьком — изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т.д.); на среднем круге — геометрические формы (треуголь­ник, овал, круг и т. д.); на большом — цифры.

РЗ: выбрать объект (ягода вишни), подо­брать соответствующую ему геометричес­кую форму (круг) и количество (например, цифра 2).

2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треуголь­ник, цифра 8 (результат — восемь вишен тре­угольной формы).

ФЗ: какую пользу из этого можно из­влечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик — треугольник к треугольнику.)

 

Старший возраст (5-6 лет)

 

1. Первый (верхний) круг — образцы ма­териалов (металл, ткань, стекло и т.д.). Вто­рой круг — изображения объектов (стул, те­лефон, пылесос и т.д.). Третий круг — изоб­ражения местонахождения объектов (квар­тира, улица, космический корабль). Четвер­тый круг — образцы цветов (малиновый, го­лубой и т.д.).

РЗ: выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и опре­делить место его нахождения (телефон -пластмасса — фиолетовый — квартира).

2. Раскрутить круги. Например, под стрел­кой оказались: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет.

ФЗ: объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что… (Ответы детей.)

 

Игры и творческие задания

 

Средний возраст (4-5 лет)

«Необычные вещи»

Цель. Учить детей определять части объ­ектов. Побуждать к объяснению практичес­кой значимости необычного сочетания из­вестных им объектов или их частей.

Материал. На стержне — два круга (на большом — изображения объектов, на ма­леньком — частей этих объектов).

РЗ: «Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором».

ФЗ: «Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, зда­ние и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать».

 

«Новая сказка»

Цель. Закреплять знание текстов знако­мых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Материал. Два круга (на первом — изоб­ражения сюжетов знакомых сказок; на вто­ром — предметов из этих сказок).

РЗ: «Посмотри, иллюстрация к какой сказ­ке оказалась под стрелкой». («Красная Ша­почка» Ш. Перро.) «Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет». (Корзинка.)

ФЗ: «Раскрути круги и посмотри, что ока­залось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки «Три поросенка» и сковорода из сказ­ки «Федорино горе» К. Чуковского.) Как ско­ворода может помочь поросятам справиться с волком?»

 

«Необычное место»

Цель. Учить детей различать места, в ко­торых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Материал. На верхнем круге — картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, вол­шебный сад (прикрепляет воспитатель). На нижнем круге — картинки с изображени­ем сказочных героев (дети прикрепляют самостоятельно).

РЗ: «Выбери героя, вспомни название сказ­ки и найди место, где разворачивается сю­жет». (Черепаха Тортилла живет в болоте.)

ФЗ: «Раскрути круги и посмотри, что ока­залось под стрелкой. Назови героя и его но­вое место жительства». (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.)

Воспитатель предлагает подумать и рас­сказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.

 

 

 

от dlfadm