В основу работы кружка «Эйдетика для малышей» положен принцип эйдетического развития личности ребёнка. Это удивительный принцип образных ассоциаций и соединение в одном переживании воспоминаний, мыслей, чувственных впечатлений, звуков и запахов.
Эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Как показал Э. Йенш, эйдетические образы имеют полимодальную природу.
В специально посвященной эйдетизму главе в работе “Основные течения современной психологии ” Л. С. Выготский так определяет сущность этого явления: это способность «видеть, в буквальном смысле слова, на пустом экране отсутствующую картину или предмет…» Он рассматривает эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития и считает, что «…эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству»
В эйдетических образах, по Л. С. Выготскому, «в нерасчлененном виде заключены зачатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления,- и …нельзя провести точной границы между тремя процессами». Образные представления являются … как бы переходной ступенью от восприятий к представлениям. Они обычно исчезают с окончанием детского возраста, но исчезают не бесследно, а превращаясь, с одной стороны, в наглядную основу представлений, а с другой — входя составными элементами в восприятие. Память переходит от эйдетических образов к формам логической памяти, …для эйдетических образов характерно то, что они не исчезают вовсе из сферы интеллектуальной деятельности, но передвигаются как бы в другой сектор этой же самой сферы. Переставая быть основной формой процессов памяти, они становятся на службу воображения и фантазии, изменяя таким образом свою основную психологическую функцию.
Очень важно научить ребёнка — дошкольника (а именно в этот период, как мы знаем, зарождаются все особенности и влечения и формируются способности) свободно брать, а не заучивать информацию в окружающем, стремительно меняющемся мире и использовать свой внутренний потенциал для развития психических процессов и творческого воображения — основы развития таланта, гениальности, способностей. Это и есть главная задача программы дополнительных платных услуг кружка «Эйдетика для малышей».
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1. Развитие тактильной, зрительной памяти, образного мышления, представления, воображения, зрительного и слухового внимания.
2. Развитие мелкой моторики рук, речи.
3. Активизация ресурсов познавательных процессов.
4. Стимулирование инициативы.
5. Воспитание уверенности в собственных силах и возможностях, снятие страха перед новым, неизведанным.
6. Повышение самооценки.
7. Выявление и развитие способностей
8. Формирование элементарных математических представлений, знакомство с буквами.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
1. Радостная атмосфера.
2. Разделение материала согласно индивидуальным особенностям развития ребёнка.
3. Доступность и мобильность игрового материала.
Предлагаемая программа рассчитана на детей садовых групп и составлена на основе программы «Школа эйдетики» (Москва), с учётом Базового компонента дошкольного образования в Украине (1999 г.), Комментария к базовому компоненту (2003 г.)
Набор в кружок производится на основе желания родителей. Подгруппы формируются с учётом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей.
Форма работы кружка — подгрупповая.
С учётом перехода системы образования на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения данные занятия и форма их проведения способствует полноценному использованию своих внутренних возможностей каждым ребёнком для последующего его гармоничного развития в социуме.
Занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю (8 раз в месяц).
Длительность занятий в младшей группе — 20 минут, средней — 25 минут, старшей — 30–35 минут.
Данные занятия могут проводить воспитатели, практические психологи детского сада, родители.
Кружок «Эйдетика для малышей» — это дополнительная образовательная услуга, которая может быть оказана в соответствии с письмом МОН Украины №1/9–306 от 06.06.2005г.
Автор Программы — воспитатель-методист ДУЗ №38 Тищенко Е.В.