В последний день августа 1870 года родилась Мария Монтессори – выдающийся итальянский педагог, ученый, философ. Ее педагогическая  система привлекает внимание многих педагогов и ученых. Тысячи Монтессори-школ открыты по всему миру. Что же делает метод Монтессори таким привлекательным? Он, на удивление технологический, продуманный, целостный и направленный не только на развитие интелектуальных способностей, а и волевых и моральных качеств личности. Это – уникальный способ саморазвития каждого ребенка.

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ

Почти сто лет в мировой системе образования существуют школы Монтессори. Каждая из них не похожа одна на другую, каждая не пытается быть лучше другой, но каждая имеет свое собственное, свойственное именно ей, лицо. И в какой-либо из них вы чувствуете психологический комфорт, добропорядочность, поднятое настроение. Учитель всегда уверен в каждом ребенке, а ребенок – в учителе.

В такой атмосфере ребенок никогда не бывает униженным.  Его труд, успехи в обучении, поведении никогда не сравнивают с чьими-то, его не хвалят и не наказывают, а просто учат самостоятельно и объективно оценивать себя, строить отношения с другими и жить по правилам, обязательным для всех.

Метод Марии Монтессори – не фиксированная система. Он открыт времени и коррективами, которые постоянно вносит жизнь. Его можно адаптировать к потребностям общества, работать по нему в контексте определенной национальной культуры. Но во всех школах, которые  работают по этому методу, — таких разных – во все времена дают неизменные философские законы педагогики Марии Монтессори, которые базируются на философских идеях Жан Жака Руссо (Jean Jacques Rousseau), Йохана Генриха Песталоцце (Johann Heinrich Pestalozzi), Фридриха Фребеля  (Friedrich Frobel), которые делали упор на то, что потенциал ребенка может полностью раскрыться только при условии свободы для ребенка и любви к нему.

 

В отличие от предшественников,  Мария Монтессори рассматривала детство не просто как  ступеньку роста человека. Она была уверена, что ребенок еще до рождения имеет определенный внутренний зародыш – духовный эмбрион, и верила, что только в процессе влияния окружающего мира этот эмбрион может развиваться. А для этого взрослые должны создатьтакую окружающую среду, где ребенок мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития. Таким образом, не следует забывать, что:

  • развитие ребенка зависит от окружающей среды и от постоянной взаимосвязи с ней;
  • в этой среде одинаковую роль играют и люди, и вещи, которые окружают ребенка.

Ребенку нужна свобода. Иначе детский потенциал может не раскрыться полностью, и рост ребенка как личности может остановиться.

Мария Монтессори рассматривала физическое и умственное развитие ребенка только во взаимодействии и доказала, что успешное развитие психических способностей невозможно без физической активности. В книге «Жаждущий разум» она писала: «Одной из самых больших ошибок сегодня есть то, что движение считается чем-то, что стоит по обеим сторонам высших функций организма. Ментальное развитие тесно связано с движением и зависит в полной мерой от него. Движение – это часть жизни личности, и ничто не может его остановить кроме жизни».

Сензитивные периоды развития ребенка.

Мария Монтессори доказала, что каждый ребенок имеет свои сензитивные периоды – благоприятнейший возраст для развития определенных психических функций. В это время ребенок отдает предпочтение какому-то одному виду деятельности. Сензитивный период заканчивается приобретением навыков. Если ребенку во время сензитивного периода не дают возможности самостоятельно выбирать определенный вид деятельности и заниматься им, или для его взаимодействия с окружающей средой не создано соответствующих условий, то природный путь приобретения определенных знаний или формирования определенного навыка теряется навсегда.

Цель взрослых – наблюдать и замечать, когда начинается сензитивный период для определенного вида деятельности и помочь ребенку: создать окружающую среду, что будет отвечать его потребностям.

Наблюдая за детьми, Мария Монтессори, сделала вывод, что сензитивные периоды в жизни ребенка тесно связаны с пониманием порядка в окружающей среде. Поэтому она определила период порядка как первый сензитивный период. Он появляется у ребенка с первых месяцев и продолжается на протяжении первых двух лет жизни. Ребенок в это время приводит в порядок свои впечатления от хаотического окружающего мира. Но следует помнить, что порядок в понимании ребенка очень отличается от нашего взрослого понимания.

Для взрослого порядок – это удовольствие от того, что каждая вещь имеет определенное  место и находится именно там.

Для ребенка порядок – это желание видеть вещи в окружающем мире на обычных местах и действовать в определенной последовательности, т.е. каждодневная рутина.

Ребенок проявляет потребность тремя способами:

  • демонстрирует радость от того, что видит вещи на обычных местах;
  • чувствует себя несчастным, плачет, когда это не так.
  • настаиват на том, чтобы вещи лежали на обычных местах, а действия выполнялись в обычном порядке, как рутинные.

К сожалению, мы часто считаем  за детскую прихоть понимание порядка, свойственное ребенку.

Второй сензитивный период начинается с желания изучать окружающий мир с помощью языка и рук (на сенсорном уровне). Ребенку легче природным  путем изучать предметы окружающей среды. Мария Монтессери пришла к выводу, что язык, который ребенок использует для речи, и руки, которыми она действует, очень тесно связаны с развитием интелекта.

Во время сензитивного периода развития речи ребенка следует обеспечить языковое окружение и общение. Описанный Жаном Итаром (Jean Itard) случай с «диким мальчиком» из Айверона, оставленном  в лесах Франции и найденном почти подростком, доказывает это. Итару удалось сделать все возможное, чтобы развивать его как ребенка, но речь так и осталась не развитой, потому что в это время окружающая среда не отвечала потребностям мальчика – он не слышал людскую речь.  Ребенок приспособлялся к окружающей среды по-своему, а сензитивный период развития речи было потеряно навсегда.

Сензитивный период хождения – один из тех, что легко распознается взрослым. Мария Монтессори считала овладение навыком хождения другим рождениям ребенка, т.к. из беспомощного младенца он становится активным и независимым в своих движениях.

Монтессори исследовала, что дети от одного до полутора лет могли без  усталости идти по несколько килиметров.

Следующий сензитивный период характеризуется особенным интересом детей к мелким вещам и предметам. Еще один – пробуждает у ребенка интерес к социальным аспектам жизни.

Если понятие «сензитивные периоды» означает время в жизни ребенка, когда он приобретает определенные знания и навыки, то понятие «жаждущий разум» объясняет сам процесс получения этих знаний и формирование навыков. Детский разум еще не сформирован, поэтому информацию ребенок получает не так, как взрослый. Мария Монтессори сравнивала детский разум с губкой, которая впитывает в себя все из окружающего мира. Этот процесс длится до трех лет. В три года ребенок уже учится рассуждать и аргументировать – он готов к интеллектуальному развитию.

Законы саморазвития ребенка.

Мария Монтесори сформулировала ряд законов саморазвития ребенка.

Ученой удалось доказать, что психика ребенка, его духовный мир формируется именно через концентрацию внимания при выполнении определенного труда. Именно этот труд помогает ребенку стать самим собой, дает возможность быть активным. Но всегда следует понимать, что труд ребенка и взрослого абсолютно отличается. Дети используют окружающий мир, чтобы усовершенствовать себя. А взрослые, работая, совершенствуют окружающую среду. Для ребенка важен процесс труда,  а для взрослого – окончательный результат. Цивилизованный мир  не очень содействует  развитию человека, поскольку он в значительной мере уже искусственный. Поэтому взрослые должны сделать все возможное, чтобы, пусть искусственно, но создать ребенку среду, которая постоянно стимулирует его саморазвитие.

Каждый ребенок имеет абсолютно природное желание быть независимым, и именно это чувство дает возможность прислушиваться к своему внутреннему  «гиду», который ведет ребенка путем саморазвития.

Когда ребенок начинает обращать внимание  на отдельные предметы, ему нужен специальный дидактический материал (материал Монтессори). Чем больше он работает с ним,  тем больше узнает про его возможности. Ему хочется заглянуть еще дальше. Интерес, который подталкивает ребенка к интеллектуальному развитию, укрепляет интерес, основанный на примитивных импульсах заинтересованности. Ребенок учится  фиксировать внимание, соответственно, становится самостоятельнее, уравновешенней, контролирует свои действия.

Мария Монтессори выявила три ступени формирования воли ребенка:

  • ребенок начинает целенаправленно повторять действие. Это случается тогда, когда внимание ребенка концентрируется. При этом ребенок с удовольствием повторяет несколько раз одни и те же упражнения. Для взрослого это не интересно. Но ребенок чувствет, что становится независимым, потому что овладевает своими движениями, контролирует свои действия сам;
  • ребенок выбирает самодисциплину как способ жизни (взять материал, закончив работу, отнести на место). Ребенок творчески использует свои возможности, полностью отвечает за свои поступки, умеет пользоваться свободой, знает ее лимиты.
  • ребенок проявляет абсолютно природное желание слушаться. Монтессори говорит не про слепое послушание, что только разрушает личность, поражая достоинство. Речь идет о природной сути человека, которая дает ему возможность оптимально сосуществовать с природой и обществом.

Началом интеллектуального развития ребенка можно считать осознание разницы, т.е. умения различать и составлять. Это умение формируется на сенсорном уровне (блоки  цилиндров, красные штанги, термические и барические коробочки и т.д.)

Мария Монтессори считала, что воображение и творчество природно заложены в каждом ребенке и быстро развиваются при взаимодействии с окружающим миром. Поэтому следует обеспечивать такое взаимодействие. А окружающая среда ребенка должна быть гармоничной, красивой, реальной,  в пределах которой ребенку нужна свобода выбора.

Начало эмоционального и морального развития закладывает материнская любовь. Именно любовь матери пробуждает внутренние чувства. Для формирования эмоциональной и моральной зрелости ребенка нужно развивать не только внутреннее желание любить, но и сформировать моральные ценности. А для этого нужно, чтобы в ближайшем окружении ребенка четко различали добро и зло.

Закон сензитивных периодов Марии Монтессори  определила так:

  • от рождения и до 3 лет – неосознанное накопление чувственного опыта, что является основой интеллекта, и эмоциональное развитие, которые происходят соответственно  сензитивным периодам и благодаря «жаждущему разуму»;
  • от 3 до 6 лет ребенок переходит от непроизвольного к произвольному восприятию;
  • от 6 до 9 лет ребенок овладевает академическими и социальными навыками;
  • от 9 до 12 лет ребенок изучает мир, как и в период с 0 до 3 лет, но уже на осознанном уровне.

В основе метода наблюдения Мария Монтессори открыла сензитивные периоды, «жаждущий разум» и природные законы развития психики ребенка, что дало ей возможность сформулировать  лозунг Монтессори-педагогики: «Помоги мне сделать это самому!».

«Воспитатель-методист дошкольного заведения», №8 — 2011

от dlfadm