Родители — главные защитники ребёнка, они же — основное препятствие на пу­ти его развития.

Мы предполагаем, что некая программа заложена в ребёнка от природы и отвечает она за то, что вообще ребёнку удаётся уви­деть и осознать в окружающем мире. Даже повседневный опыт накапливается в соот­ветствии с этой программой или, к сожале­нию, под воздействием занесённого в неё вируса страха, ненависти или обиды.

Лечить от таких вирусов трудно и долго, поэтому лучше не совершать ошибок.

Приведу пример.

Ваш сын уронил чашку. Вы его отругали или отшлёпали (если у вас и без того было плохое настроение). Вы вступили во взаи­модействие с ребёнком, не задумываясь, что в этот момент происходит в его созна­нии. Чего вы хотели достичь? Аккуратнос­ти, покоя? Может быть, в эти мгновения он делал великое открытие, постигая закон всемирного тяготения? Теперь, получив «эмоциональный удар», он бросит разви­ваться и перескочит в плоскость эмоцио­нальных реакций, которая закроет вопросы «Как?» и «Почему?», оставив память о боли и страхе.

Не думайте, что я преувеличиваю опас­ность. Постарайтесь взглянуть на дело гла­зами взрослеющего младенца.

 

Вот он рос, радовал родителей одним своим появлением. Вы учили его ходить, потом говорить — и каждый шаг вперёд со­провождался вашим горячим одобрением. Он научился даже бегать, но ему всё чаще стали говорить: «Сиди смирно»; он научил­ся говорить, а его просят: «Помолчи хоть минуту». Где былая радость от успехов? Раньше бежали кормить по первому крику, а теперь опутывают его жизнь договорами: «Следи за своим поведением», «Учись хо­рошо» и т.п.

Вы заставляете его отвечать за свои по­ступки и одариваете ответственностью. Это не та награда, которую ожидал ребёнок. Он переживает сильное разочарование или, скажем, сомнение в справедливости устрой­ства нашего мира.

«Я, пожалуй, не буду взрослеть. У стар­ших больше проблем», — абсолютно серьёз­но сказала второклассница Ксюша своей учительнице.

Как обычно воспринимает личность про­цесс уничтожения старой программы и вне­сение новой? Как КАТАСТРОФУ! А как ещё можно назвать разрыв привычных связей между явлениями, разочарование в привыч­ных ценностях?

Если ребёнок боится высказать вам свои претензии словами, то он сообщит о них надписями на стене, порезанной скатертью или сломанными цветами.

Вот тут-то вы и должны доказать ребёнку и прежде всего самим себе, что вы его люби­те. Ваша любовь проявится в готовности за­думаться о посылаемых вам сигналах.

Неизвестность порождает страх. Страх держит ребёнка в напряжении, отвлекает внимание, лишает инициативы, заставляет наращивать панцирь. Это может быть и по­вышенная агрессивность маленькой лично­сти, а может быть и излишняя предупреди­тельность, готовность быть послушным и вежливым. Если бы вы знали, как часто по­сетители Китежа умиляются, глядя на самых сложных детей! Но сложные тщательнее продумывают своё поведение, чтобы понра­виться чужим людям. В соответствии с заве­тами Карнеги они предоставляют для обще­ния не самих себя, а некий муляж, в котором собрано всё, что хочет увидеть взрослый в «деточке-сироте». Но панцирь всё равно останется панцирем, охраняющим слабое внутреннее существо от реальности окружающего мира. Этот же пан­цирь тормозит развитие своего хозяина. Проявятся эти недостатки со всей очевидно­стью в школе, когда от маленькой личности потребуются решимость и готовность строить отношения с окружающими, сидеть за урока­ми, приобщаться к ценностям культуры.

*  *  *

Конфликт «отцов и детей» рождается по­степенно. Для взрослых этот конфликт — ис­точник разочарования: «Для того ль мы тебя растили?» Но для ребёнка эта борьба с внешними границами — единственный спо­соб научиться взаимодействовать с чужими «полями», ощутить границы своих возмож­ностей в самой безопасной обстановке, то есть в борьбе с родителями.

Понаблюдайте за детьми двух-трёх лет. Неподчинение проявляется в самых разно­образных вариантах: от готовности сказать «нет» в ответ на любое предложение роди­телей до ослиного упрямства, с которым ре­бёнок пытается перелезть через перила кро­ватки и рухнуть на пол, потрогать огонь, пе­репрыгнуть лужу.

Родители реагируют на эти попытки впол­не традиционно — запретами, пытаясь огра­дить любимое чадо от риска, уберечь хрупкую вазочку или новую скатерть от не­минуемой гибели.

Я однажды записал все слова, обращён­ные к дочери одной молодой мамой в тече­ние часа. Замечу, что дело происходило до­ма, в комфортной и привычной для обеих обстановке. Так вот, на 90 процентов это были команды запрещающего порядка: «Не лезь, не ковыряй, не ори!»

Если бы ребёнок каким-то чудом усвоил эти команды и принял к исполнению, то он бы превратился в аккуратный, чистенький кусок полена, уложенный где-нибудь в углу комнаты так, чтобы не мешать взрослым.

Конечно, если быть достаточно настойчи­вым и суровым, то из ребёнка можно выбить всякую инициативу, поселить страх перед любой попыткой преодолеть запреты, кото­рыми опутана жизнь каждого из нас. Но не надо тогда и ожидать от него решений жиз­ненных задач, творческого подхода, озаре­ний и стремления к чему-либо.

Кто может реально определить, какие из действий ребёнка необходимы ему для по­лучения новой информации о мире и разви­тия в себе новых качеств? По большому счё­ту свидетельством нормальности ребёнка может служить сам факт происходящих в нём изменений, то есть непрекращающееся развитие.

Как же быть? Наиболее логичным пред­ставляется совет сделать жизнь ребёнка ин­тересной и с уважением относиться к его борьбе за свои права.

*  *  *

Очень опасно стараться быть идеальным родителем. Попытка научить ребёнка «все­му и быстро» лишь пробудит защитную реак­цию его личности.

Ребёнок приходит в мир со своей собст­венной жизненной программой, и ваши вос­питательные усилия могут либо помочь ему проявить всё, что заложено «свыше», либо пустить блуждать по окольным тропам без ярких впечатлений и радости победы.

Ребёнок, выросший в благоприятных ус­ловиях, сосредоточен на себе и не пытается контролировать свои поступки: он уверен, что родители рядом и в случае необходимо­сти подстрахуют его.

Уверенность в собственной безопасности позволяет ребёнку сотрудничать, беседо­вать, учиться, устанавливать стабильные от­ношения любви и привязанности с окружа­ющими. Он легко взаимодействует, набирая информацию, то есть легко и быстро разви­вается. Он пребывает в блаженном неведе­нии об опасностях окружающего мира и по­этому легко идёт вперёд, обучается, дерзает и наслаждается жизнью.

Дайте ребёнку возможность самому вы­бирать направление приложения усилий.

Не позволяйте ему лентяйничать!

И позвольте совершать ошибки.

Если вам не удастся преодолеть себя, то ребёнок останется неумехой или вырастет человеком с подавленной инициативой — конформистом.

И интеллектуальная, и чувственная сто­роны личности развиваются в полной мере в движении вовне, в стремлении установить всё более разнообразные многоуровневые связи внутреннего «Я» с окружающим ми­ром. Это стремление можно определить как интерес к нуждам окружающих, сочувствие, эмпатия, любовь.

Ребёнок, смотрящий на мир лишь с пози­ции собственной выгоды, лишается тем са­мым возможности развития собственной личности. Он воспринимает окружающую среду как нечто инородное и враждебное, а отнюдь не как питательную почву, способст­вующую его росту.

Программа победы

Вы уже поняли формулу успешного вос­питания?

Не читать нотации, а создавать ситуации, наталкивающие на правильные ответы. Это долгая, кропотливая работа, но зато обре­тённый таким образом опыт станет победой вашего ребёнка!

Опыт, доставшийся путём больших уси­лий, хранится с особой заботой.

Когда собственного опыта ребёнку не хватает (а его, как правило, и не может хва­тать), то выводы делаются с использовани­ем информации, почерпнутой из сказок, фильмов, замечаний товарищей. И если вам, родителям, везёт, то с учётом и ваших объяснений.

Вот тут-то вы и можете вмешаться.

Хорошо приучить ребёнка к твёрдым ро­дительским формулировкам, которые хоть и выглядят немного примитивно для взросло­го ума, но очень помогают ребёнку контро­лировать себя в условиях понятного ему об­раза мира.

Со своим пятилетним сыном я интуитивно остановился на следующих формулах: «Не теряй контроль!», «Соберись!», «Мужчины не хнычут!», «Я богатырь, а богатыри не боятся!», «Будь справедливым!» Он услышал эти фразы от меня, они понравились ему, от­ложились в основе его картины мира, и те­перь он сам повторяет их. Во многих случа­ях это действуют не хуже молитвы.

Святослав бежал по улице навстречу мне и резко остановился перед собакой, которая преграждала ему путь через мостик. Он се­кунду подумал, потом крикнул: «Я богатырь! Богатыри не боятся!» И пошёл на собаку. Образ древнерусского богатыря помог ему собрать внутренние силы для борьбы с соб­ственным страхом. Естественно возникает вопрос: «А что было бы, если бы собака уку­сила?» Поэтому такие эксперименты роди­тели должны поощрять только с абсолютно безопасными собаками. В противном случае ребёнок может разочароваться в своих си­лах или испугаться на всю жизнь.

Конечно, от всех трагических случайнос­тей не застрахуешься. Но дозированное столкновение с болью даже полезно. Уме­ние терпеть — одна из добродетелей взрос­лого человека. В этом случае я объясняю Святославу: «Богатыри тоже иногда получа­ли раны в бою. И они не плакали, они муже­ственно терпели боль».

Вирусы в программе

Мы уже говорили о том, что в каждом ре­бёнке от природы заложена программа его развития. Но неблагоприятные воздействия извне мешают объёмной волне познания равномерно распространяться и наслаивать опыт.

Дети, переживающие кризис отношений с родителями, вынуждены постоянно думать о собственной безопасности, контролировать окружающий мир, не давая себе рассла­биться. В этот период родители должны быть очень осторожны. Тяжело, но надо на­учиться перестать считать себя всегда пра­вым, своё мнение — единственно верным, от­выкать держаться за форму реакции (гнев, возмущение, обида), всё достоинство кото­рой в том, что она привычна. Только при та­ком внутреннем настрое (вообще-то такой настрой называется «любовью») у вас от кроется способность понимать, что на самом деле происходит в детской душе и какая по­мощь ей требуется.

Когда я вижу «ребёнка с проблемами» -непослушного, пассивного или агрессивно­го, то знаю, что источник болезни — потеря образа безопасного и стабильного мира.

Дети, теряя доверие к родителям, теря­ют и интуитивное ощущение пути к собст­венной самореализации, и качества, необ­ходимые для продолжения реализации своей миссии. Инстинкт самосохранения властно диктует: «Обо мне некому забо­титься, поэтому я сам должен позаботиться о себе».

В неблагополучных семьях (попросту много пьющих) ссоры и равнодушие мешают ребёнку сосредоточиться на чём-либо, кро­ме задачи выживания. В его сознании фор­мируется образ опасного, непредсказуемого мира. Он боится действовать самостоятель­но, ибо не знает, как среагируют родители. А они реагируют то так, то сяк. Ребёнок за­путывается. Он не понимает, за что его лас­кают, а за что бьют. Ему не к кому присло­ниться, чтобы погладили. Какое уж тут само­стоятельное познание мира, когда надо всё время следить за родителями: не случилось бы чего.

Если рядом нет взрослого, способного подсказать и предостеречь, то, как в кривом зеркале, у ребёнка складывается неадекват­ный образ себя, своих возможностей.

Простой здравый смысл подсказывает на­шим детям, что в непонятной ситуации луч­ше закрыться от внешнего мира, «прики­нуться шлангом».

Главная задача воспитателя — изменить этот образ действия, по сути ставший про­граммой выживания. Но природа так глу­боко запрятала «дискеты» с этими «про­граммами», что никаким программистам туда не добраться без риска сломать саму личность.

Когда я использую аналогии с компьюте­ром, то делаю это только для прояснения не­которых моментов работы сознания, но (Бо­же упаси!) не стоит отождествлять человека с компьютером.

Научиться программированию в миллион раз легче, чем понять логику развития ре­бёнка. Но для серьёзной работы к компью­терам допускают только одарённых и обра­зованных, а к детям…

Воспоминание о боли — это незаживаю­щая рана. И так же, как у дерева любое по­вреждение ствола со временем вырастает в размерах, превращаясь в дупло, в человече­ском сознании раны прошлого могут с года­ми оказывать всё большее влияние на пове­дение. Люди называют их душевными рана­ми. Если такую рану не вылечить, то следую­щий слой сознания закроет её, оставляя ка­верну, капсулу боли, внутреннее дупло.

Итак, если сознание заполнено вирусами боли, то надо попытаться стереть эти вирусы и помочь создать ребёнку вый мир, где он победитель! Но делать это надо как можно быстрее.

Любые попытки заставить ребёнка разви­ваться посредством угроз, криков или руко­прикладства обречены на провал. Вы може­те заставить его подчиняться, можете запу­гать, лишив собственного пути. Но никакие логические доказательства, как и давление, не изменят образа мира, созданного его прошлым опытом.

Всемирно известный индийский подвиж­ник Рамакришна часто повторял притчу: «Горшечник лепит посуду из мягкой глины. Если ему что-то не понравилось, он может смять изделие и вылепить заново. Но если обжечь готовое изделие, то переделать по­том будет невозможно. Можно только раз­бить…»

Какими бы искренними и сердечными ни были ваши отношения с ребёнком, ваша лю­бовь всегда будет подвергаться испытаниям. Лучше признать это сразу, чтобы не тратить время и энергию на лишние сомнения, а ис­кать собственные пути решения проблемы.

 

Из книги: Д.В. Морозов. Техника безопасности для родителей детей нового времени. М.: РИПОЛ классик, 2007.

 

 

от dlfadm