Авторы многих статей и книг игнорируют тот факт, что даже с двумя детьми нельзя обращаться совершенно одинаково.
Некоторые дети таковы, что малейшее неодобрение взрослых повергает их в пучину горя и вызывает угрызения совести, когда они совершают ничтожнейший поступок. Другие толстокожие создания посмотрят на вас как на ненормального, если вы намекнёте им, что не мешало бы вести себя поприличнее, и воспринимают сказанное только после того, как на них накричат.
Одни дети уже в раннем возрасте обладают достаточной разумностью и ответственностью, другие не могут разобраться даже в сигналах светофора.
Некоторые дети с плохим аппетитом предпочитают перекусить шесть — восемь раз в день, вместо того чтобы сытно поесть три раза. Жёсткая приверженность родителей регулярному режиму питания приводит только к большим проблемам, которых можно избежать.
Об отношении к режиму питания детей поговорим более подробно.
От некоторых родителей часто можно услышать: «Мой ребёнок ест так мало, что такого количества пищи не хватило бы и птичке». Я не особенно разбираюсь в том, как питаются птицы, но хорошо знаю, что те дети, родители которых боятся, что их чада умрут от голода, ухитряются каким-то образом из заморышей превратиться в самых длинных, самых сильных и, к сожалению, самых толстых школьников.
Обратятся ли родители за советом к книгам специалистов или посоветуются с педиатром, не столь важно. Однако им наверняка поведают и книги, и врач: дети в возрасте от двух с половиной до пяти лет нуждаются в небольшом количестве пищи не только для поддержания сил, но и для нормального развития.
Вспоминаю, как я сама относилась к этой проблеме, когда моей дочери было четыре года. К тому времени я уже несколько лет работала воспитателем в детском саду и детским психологом. Наш педиатр, спокойный и умеющий ободрить любого, посоветовал мне хорошенько присмотреться к моей дочери — живому моторчику, сгустку бодрости и энергии, довольно высокой для своего возраста. Вопрос доктора застал меня врасплох: «Могла бы она вырасти высокой, если бы страдала от недоедания?» — и блестяще предсказал: «Когда вашей дочери будет семь лет, у неё разовьётся волчий аппетит, и все оставшиеся годы, пока она будет расти, вы будете жалеть о том, что раньше так беспокоились, что она ест мало». Чем старше становилась дочь, тем чаще я вспоминала предсказания доктора. Аппетиту её могли позавидовать даже два голодных волка.
У проблемы, возникающей по поводу еды, много причин. Одна из них состоит в том, что снижение аппетита у ребёнка часто происходит тогда, когда он даёт нам знать: «Вы уже не всегда командуете парадом». Очаровательный послушный малыш превратился в личность. Это потрясает многих, особенно уравновешенных и спокойных родителей. Безусловно, мы хотим, чтобы наши дети становились всё более независимыми, любознательными и сообразительными. И хотя в глубине души понимаем, что возникающее непослушание, желание быть услышанными — необходимая ступень в развитии человека, нам не нравится, какой ценой это достаётся. Мы начинаем повышать голос: как эта пигалиц смеет говорить нам, что не хочет есть!
Очень плохо, если еда, которая должна доставлять человеку удовольствие, служи причиной ссоры. Мы должны понять две вещи: во-первых, наша тревога и волнение по поводу того, как ребёнок ест, почти всегда чрезмерны; во-вторых, нет такой причины на свете, по которой мы и наши дети должны превращать эту область жизни в противостояние двух вооружённых лагерей. Находят же родители разумные способы, чтобы дать ребёнку понять: мы видим, что ты вырос, рады этому и будем чаще позволять тебе принимать самостоятельные решения. Так же следует относиться и к еде детей.
Вряд ли среди нас найдётся тот, кто не был бы абсолютно уверен, что необходимо есть три раза в день. Но нет ли у вас смутного ощущения, что завтрак, обед и ужин были переданы нам как фундаментальные законы мироздания?
Рождаясь, дети не понимают и не разбираются в том, как и когда принято есть. К трём или четырём годам они приспосабливаются к нашему ежедневному режиму. Но дети ещё маленькие, и я не считаю, что запихивать в них массу еды три раза в день полезнее, чем если они перекусят шесть или даже восемь раз на бегу (поскольку бегать в четыре года более естественно, чем сидеть).
«Но вы толкаете нас на то, чтобы дети росли маленькими дикарями!» — слышу я возмущённые восклицания одних родителей. Другие бормочут в ответ: «Эта женщина хочет, чтобы мы ждали наших детей по двенадцать часов в день, не выходя из кухни». А третьи добавляют: «Умение вести себя за столом существенно для установления хороших отношений в обществе и должно быть привито детям как можно раньше».
Сидеть вместе за столом действительно имеет некоторый социальный смысл для взрослых и для детей, которые способны овладеть искусством беседы и получать удовольствие, выражая собственные мысли, высказывать собственное мнение и выслушивать мнение других. Но ни один ребёнок до семи-восьми лет не может даже отдалённо приблизиться к этому искусству общения.
Если ребёнок созревает для нового занятия, он стремится овладеть им и окунается в него без предварительного обучения. Когда моей дочери был год и она предпочитала исследовать мир на четвереньках, никто не говорил мне: «Ради бога, поставь ребёнка на ноги. Как она сможет научиться ходить, если ты позволяешь ей до сих пор считать себя орангутангом?» Мы знаем, как происходит физическое развитие, знаем, что здоровый ребёнок научится ходить в своё время, и не стараемся научить его этому раньше. Но когда я позволила моей маленькой дочке в пять лет есть, сидя перед телевизором, все вокруг возопили! «Как вы учите ребёнка есть? -кричали они. — Это вредно для желудка, для глаз, для психики». Но мне хватало смелости не отступать. Ведь еда в этом возрасте совсем неинтересна, а делать из неё «социальное событие», во время которого можно поделиться своими мыслями, побеседовать о происходящем в мире, интересно взрослым, а детям непонятно и в высшей степени безразлично. Став старше, моя дочь с удовольствием участвовала в семейных трапезах. Она стала интересоваться тем, о чём мы говорим, и сгорала от желания сказать нам, что думает по тому или иному поводу. Мы с мужем за обедом едва могли вставить слово.
Ко мне в детский сад пришли родители с просьбой о помощи. По словам матери, её дочка Элла в свои неполные четыре года выглядела как стручок фасоли. Каждое кормление превращалось в битву, и девочка выходила из неё победителем. «Когда мне всё-таки удалось накормить дочь и её стошнило, я поняла, что проиграла», — сетовала мать. Родители поняли, что их волнения по поводу недоедания ребёнка, стремление любым путём накормить его превратили принятие пищи в борьбу, в средство выражения гнева, в столкновение интересов.
Я предложила родителям следующий режим. Не обязательно стараться сразу же кормить ребёнка, когда он возвращается из детского сада. Возможно, ребёнок устал, так как много играл, и поэтому лучше дать ему немного отдохнуть. Если же он скажет, что хочет есть, то может сам поучаствовать в приготовлении чего-нибудь очень простого, например бутерброда с сыром.
Играя днём во дворе, ребёнок может забежать домой и поесть несколько раз. Я помню, как в детстве ненавидела яйца, за исключением тех случаев, когда брала бутерброд с омлетом во двор, где съедала его в «тайном домике» за кустами.
Некоторые родители зациклены на том, что существует «правильная пища» для каждого времени дня: кукурузные хлопья и яйца — утром, мясо и овощи — днём. Я знала одного маленького мальчика, который испытывал подлинную страсть к варёным макаронам и тефтелям. Его мать хотела, чтобы он получал «правильный» завтрак. И каждое утро превращалось в пытку для всей семьи, пока мать не поняла, что макароны и тефтели столь же питательны, как и большинство продуктов для завтрака. Нет таких причин, по которым ребёнку запрещается есть на завтрак суп или сосиски, если он ест их с удовольствием. Мы стараемся, чтобы в ежедневный рацион наших детей входили мясо, фрукты и другие углеводы, и не надо втискивать всё это в режимные моменты. Они съедят всё необходимое для организма во время неформальных перекусов, без напряжения и страданий. Орехи, изюм, яблоки и другую лёгкую пищу можно предложить в любое время дня. Важно лишь одно — не позволять ребёнку объедаться сладостями. Лимонад и конфеты никогда не смогут заменить питательные продукты.
Как только родители проявляют некоторую гибкость и напряжение спадает, дети очень часто начинают с удовольствием есть то же самое, что и вся семья.
Несмотря на нашу изобретательность, мы можем оказаться в серьёзной ситуации, когда нам потребуется консультация специалиста. Помню случай, когда мать постоянно сражалась со своим четырёхлетним сыном, который хотел сначала съесть десерт, а потом уже всё остальное. Когда она шла на уступки, ребёнок ел больше, чем обычно, например вслед за плиткой шоколада съедал большую порцию мяса и картошки. Эта странность свойственна многим детям, когда они устают. Сладкое вызывает подъём сахара в крови, после чего следует спад, а затем наступает равновесие. Снижение содержания сахара в крови приводит к повышению аппетита и вызывает у детей чувство голода. Они с удовольствием съедают другие, более калорийные продукты. Это полезно не каждому ребёнку, и такой подход можно критиковать. Но это свидетельство мудрости нашего организма, к сигналам которого следует прислушиваться, и оправдано в тех случаях, когда ребёнок устал или начинает заболевать.
Важный момент, на который следует обратить внимание: диета не должна быть чётко сбалансирована каждый день. Дети склонны «делать зигзаги». Ребёнок может есть рыбу на обед и бананы на ужин пять дней подряд; затем он не хочет даже смотреть на них и переходит на изюм и апельсиновый сок, а затем самыми любимыми блюдами его становятся яблоки и сыр. Доверьте ребёнку самому обеспечивать разнообразие пищи.
Родители, конечно, отвечают за здоровье своих детей, но эта ответственность может проявляться авторитарно и негибко, а может проявляться мудро и с воображением. Мы слишком большие и умные, чтобы сражаться с нашими детьми по таким незначительным поводам! Конечно, мы достаточно талантливы, чтобы найти интересные, новые и разумные пути, чтобы проявлять гибкость и экспериментировать с кормлением наших детей. И мы прекрасно знаем, что именно в то время, когда мы не хотим кормить детей, они становятся наиболее прожорливыми.
Несколько недель назад пришла мама Эллы, чтобы сообщить о своих успехах. Она всё ещё беспокоится, действительно ли её девочка (кожа да кости!) здорова. Однако был один момент, вызвавший у родителей удовлетворение: Элла прибежала домой, вывозившись в снегу, и неодобрительно проворчала: «Плохо, что дома никогда не найдёшь что-нибудь поесть».
По материалам книги: Эда Ле Шан. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.