Всем нам хочется, чтобы мальчики стали счастливыми, творческими, энергичными и добрыми мужчинами. Мы стремимся к тому, чтобы они выросли заботливыми, внимательными и соответствовали требованиям XXI века.

            Но мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко. Не бывает такого, что вы утруждаете себя лишь тем, что впихиваете в свое чадо полезные злаки, обеспечиваете его чистыми рубашками – и в один прекрасный день ваш сын просыпается настоящим мужчиной! Если мальчик постоянно находится в сфере вашего внимания, вы наверняка замечаете, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни. Задача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребенку и когда.

           К счастью, мальчики не сегодня появились на свет, и мы не первооткрыватели в вопросах их воспитания. Каждая мировая культура сталкивалась с такой проблемой. Только в последние десятилетия, когда ритм жизни стал особенно бурным, мы как-то упустили из виду необходимость создания реальной программы воспитания мальчиков. Мы просто слишком заняты другими делами!

Коротко о трех стадиях развития мальчиков

  1. Первая стадия охватывает период с рождения до шести лет – возраст, в течение которого мальчик крепче всего связан с матерью. Это «ее» мальчик, даже притом, что отец может играть большую роль в жизни ребенка. Цель воспитания в этот период – передать мальчику большую любовь и ощущение безопасности, «зарядить» его на жизнь как на большое и увлекательно путешествие.
  2. Вторая стадия длится с шести до четырнадцати лет – возрастной период, в течении которого мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и все больше присматриваться к отцу, его интересам и поступкам (Хотя мать остается очень близким человеком). Цель воспитания в этот период – повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости, то есть стремиться к развитию гармоничной личности. Именно в этом возрасте к вашему сыну приходит ощущение радости и комфорта от того, что он мальчик.
  3. И наконец, период от четырнадцати лет до совершеннолетия, когда мальчику необходимо участие мужчины-наставника, если он хочет быть полностью подготовленным к взрослой жизни. Мама и папа несколько отступают на задний план, но они должны подыскать своему сыну достойного наставника, чтобы ему не пришлось довольствоваться знаниями и опытом своих некомпетентных сверстников. Цель воспитания на этом этапе – обучить навыкам, привить чувство ответственности и самоуважения, активно вовлекая его во взрослую жизнь.

      Пожалуйста, помните: эти стадии ни в коем случае не предполагают внезапного или резкого перехода влияния на ребенка от одного родителя к другому. Лучше всего, когда оба родителя принимают активное участие в жизни сына с детства до совершеннолетия. Стадии развития лишь указывают на смещение акцентов: так, отец выходит на первый план в возрасте сына от шести до тринадцати лет, а влияние наставников возрастает с четырнадцати лет. Основными критериями при выборе наставника остаются безопасность и честность.

        Зная об этих трех стадиях, можно четко определить для себя программу действий. Например, совершенно очевидно, что отцы мальчиков в возрасте от шести до четырнадцати лет не должны устранятся от семьи ни морально, ни физически. Если это происходит, то исключительно во вред сыновьям. (И все-таки современные отцы именно так и поступают, многие из нас могут это подтвердить из опыта своего детства)

       Рассмотрим подробнее первые две стадии развития мальчиков, поскольку сюда входят дети дошкольного возраста. (Ред.)

С рождения до шести:

нежные годы

        В этот период жизни необходимо, чтобы малыш чувствовал связь по крайней мере с одним человеком. Как правило, с мамой. Обладая особым энтузиазмом и высокой мотивацией, к т ому же вскармливая его своим молоком, от природы наделённая особой мягкостью и нежностью в подходе к ребенку, именно мать оказывается наиболее подготовленной к тому, чтобы полностью удовлетворить запросы младенца.

         Отцы тоже могут обеспечить все потребности новорожденного, только делают они это несколько иначе: отцы более активны в играх с ребенком, любят будоражить его, в то время как матери стараются успокоить. (Впрочем, когда отцы так же, как и матери, начинают страдать от недосыпания, им уже не до шумных игр, и они тоже не прочь утихомирить ребенка!)

 

Первые проявления разницы полов

           Некоторые генетические различия между девочками и мальчиками начинают проявляться уже в младенчестве. Мальчики менее восприимчивы к лицам окружающих. У девочек сильнее развито ощущение прикосновения. Мальчики растут быстрее и активнее набирают силу, хотя разлуку с матерью воспринимают острее. Когда дети начинают ходить, разница между девочками и мальчиками становится еще заметнее. Мальчикам, как правило, требуется больше места для игр и передвижения. Они любят хватать предметы и манипулировать ими, строить высокие башни из блоков, в то время как девочки предпочитают возиться на полу. В детском саду мальчики игнорируют появление в группе новеньких, а девочки тут же замечают их и заводят дружбу.

       Как ни печально, взрослые относятся к мальчикам более строго. Исследования показывают, что родители обнимают  и ласкают девочек гораздо чаще, больше разговаривают с ними. Если мама является основным источником ласки и заботы, для мальчика она становится первой моделью любви и нежности. Уже со второго года жизни ребенка, когда он начинает ходить, мать может твердо, не обижая и не стыдя мальчика, установить границы их отношений, и ребенок усвоит это на всю жизнь. Он знает, что в сердце матери он занимает особое место.

       Когда мама с интересом и удовольствием обучает сына, разговаривает с ним, это помогает развитию его речевых навыков, общительности,  что очень важно для мальчиков, поскольку им в большей степени, нежели девочкам, нужна помощь в усвоении навыков общения.

       Если в первые год-два жизни сына мать оказывается в глубочайшей депрессии и закрыта для общения с ребенком, если обижает сына, он начинает сомневаться в том, что его любят. Матери необходима поддержка и помощь со стороны других членов семьи, чтобы у нее была возможность отдохнуть, расслабиться и найти время для общения с ребенком. Ей необходимо заботиться о себе, тогда она сможет полноценно заботиться о ребенке.

        По возможности мальчику лучше оставаться дома с одним из родителей до трехлетнего возраста. Исследования показывают, что мальчики в большей степени, нежели девочки, склоны переживать разлуку с близкими, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности. В результате развиваются беспокойство и агрессивность и такая модель поведения сохраняется в школе.

        Первые уроки, которые мальчикам нужно усвоить в этой жизни, это уроки доброты, доверия, тепла и радости.

       Короче говоря, до шести лет пол ребенка не имеет особого значения. Самое главное для него в этот период жизни – находиться в центре внимания и ощущать присутствие рядом двух любящих родителей. Так у него первичного общения и тяга к познанию и взаимодействию с окружающими.

        Впрочем, этот период проходит слишком быстро. Так что ловите момент и наслаждайтесь своим малышом!

 

 

 

С шести до тринадцати: интерес к мужественности

             Лет в шесть с мальчиками происходят важные изменения. В них словно просыпается дремавшая до сих пор мужественность. Даже те мальчишки, которые не так много смотрят телевизор, вдруг начинают проявлять интерес к оружию, мечтают носить кепки суперменов, бороться и драться, играть в шумные игры. И происходит еще кое-что очень важное, причем характерное для всех стран и культур. Примерно в возрасте шести лет мальчики словно замыкаются на отце, дед или другом мужчине. В них пробуждается желание быть рядом с мужчиной, учиться у него, подражать. Им хочется «учиться быть мужчиной».

         Если в этот период отец игнорирует сына, мальчик зачастую устраивает дикие выходки, лишь бы привлечь его внимание. Однажды меня пригласили в качестве консультанта исследовать случай, когда у мальчика периодически возникали вспышки тяжелого заболевания, причем без всякой видимой причины. Было назначено интенсивное медицинское обследование. Его отец, ведущий специалист в области медицины, вернулся с конференции из другой страны, чтобы быть рядом с сыном, и мальчику стало лучше. Вскоре отец опять уехал на конференцию, и болезнь вернулась. Мы попросили отца пересмотреть свой рабочий график. Он внес соответствующие коррективы, и с тех пор мальчик ни разу не болел.

       Чтобы привлечь внимание отца, мальчишки могут начать воровать, мочиться в постель, проявлять агрессию в школе, совершать другие неблаговидные поступки.

 

Мамы по-прежнему много значат

            Усиление интереса к отцу вовсе не означает, что мама уходит со сцены. В некоторых странах (например, в Соединенных Штатах Америки) матери зачастую дистанцируются от своих шестилетних сыновей, чтобы добавить им «жесткости». (Именно в этом возрасте в Британии отправляют детей в пансионы). Но, как считают некоторые педагоги, эта идея коварна. Мальчикам                                         необходимо знать, что они могут во всём положиться на маму, и не следует глушить в них нежные чувства. Лучше всего, если мальчик будет близок к маме, разумеется, что рядом будет и отец.     Если отец почувствует, что сын слишком вовлечён в интересы матери (что бывает), ему нужно усилить своё влияние, ни в коем случае не критикуя мать! Иногда отец чересчур строг или предъявляет к сыну повышенные требования, и тот начинает его бояться.

           Если мать внезапно отдаляется от сына или лишает его тепла и внимания ещё в раннем возрасте, результат печальный: мальчик, стремясь заглушить обиду и боль, словно перерезает ниточки, которые связывали его с матерью,- нежность и любовь. Инстинкт подсказывает ему: тяжело проявлять  тёплые чувства, если они не находят отклика.

          Если мальчик ставит для себя  такую заслонку, он вырастет довольно резким и грубыми вряд ли будет проявлять нежность по отношению к своим детям и супруге. Все мы очень хорошо знаем таких мужчин   (боссов, отцов, мужей), которые эмоционально зажаты и не способны наладить контакта с людьми. Чтобы наши сыновья не были такими, просто нужно чаще обнимать их – и в пять,  в десять, и в пятнадцать лет.

 

Пять заповедей отцовства

  • Начинайте как можно раньше. Участвуйте в процессе воспитания с периода беременности. Говорите с будущей матерью о своих надеждах, связанных с ребенком. Участвуйте в уходе за младенцем с самого его рождения. Это ключевой этап в выстраивании будущих отношений. Уход за ребенком на ранней стадии дисциплинирует и меняет ваши жизненные приоритеты. Имейте в виду: отцы, которые ухаживают за новорожденными, настраиваются на одну волну с ними. Кстати, мужчины прекрасно справляются с тем, чтобы утихомирить ребенка среди ночи, — баюкают его, качают, напевают песенки! Не превращайтесь в наседку, но строго следуйте советам матери ребенка или других опытных наставников. И гордитесь своими достижениями. Даже если вы слишком заняты работой, используйте выходные или отпуск, чтобы уделить внимание ребенку. Начиная с двухлетнего возраста малыша, предложите матери оставлять вас с ребенком на выходные, и вы поймете, что прекрасно справляетесь со своей ролью.
  • Найдите время. Это самое важное. Папы, запомните: если втечение недели вы проводите на работе пятьдесят пять – шестьдесят часов, включая командировки, вы просто не в состоянии исполнять свои отцовские обязанности.  У ваших сыновей будут проблемы в жизни, и это непременно скажется на вас. Отцам необходимо приходить домой вовремя, чтобы играть, смеяться, учить своих детей, резвиться с ними. Работа в корпорациях и малом бизнесе становится врагом семьи. Зачастую отцы выбирают более низкий заработок, но зато имеют возможность больше времени проводить в семье. Так что, когда в следующий раз вам предложат повышение, требующее более продолжительного рабочего дня и частых командировок, серьезно подумайте над тем, что ответить своему боссу.
  • Не сдерживайте эмоций. Обнимать сына, резвиться с ним, играть в борьбу не возбраняется вплоть до его совершеннолетия! Сочетайте эти шумные игры с более спокойным времяпрепровождением: дети очень восприимчивы к рассказам, им нравится просто сидеть рядом с отцом, петь или музицировать. Говорите своим детям о том, какие они умные, красивые, творческие (хвалите их часто и искренне). Если ваши родители не были такими открытыми в проявлении чувств, вам придется учиться этому.

      Некоторые мужчины опасаются, что проявление ласки в отношении сына сделает его «голубым». Это совсем не так. Более  того, верно обратное. Многие геи и бисексуалы, с которыми мне доводилось беседовать, признают, что именно недостаток отцовской ласки частично объясняет их тягу к мужской нежности.

  • Больше веселья. Радуйтесь своим детям. Если вы проводите с ними время только из чувства вины или по обязанности, это не принесет пользы. Постарайтесь подыскать такие виды деятельности, которые нравятся вам обоим. Избавьте детей от «бремени обязанности», но настойчиво призывайте их к тому, чтобы они помогали по дому. Ограничьте их внешкольные занятия одним—двумя видами спорта или иной деятельности, чтобы у них оставалась время просто побыть с собой. Организуйте их свободное время, чтобы они не слонялись бесцельно, и посвятите его прогулкам, играм, беседам. Избегайте чрезмерного соперничества в играх. Обучайте своих детей постоянно, делитесь с ними всем, что знаете сами.
  • Не забывайте о дисциплине. Сегодня многие отцы выбрали для себя роль «добреньких папаш», оставив все трудные вопросы воспитания своим половинам. Но мы все-таки советуем мужчинам участвовать в принятии решений, следить за тем, как ребенок делает домашние задания и выполняет работу по дому. Установите нормы дисциплины – спокойно, но твердо. Не прибегайте к рукоприкладству, хотя иногда и возникает соблазн отшлепать мальчишку. Настаивайте на уважении.

       Обсуждайте с мамой ребенка глобальные вопросы воспитания: «Все ли нам удается? Что нужно изменить?». Совместное воспитание сына очень сближает родителей.

 

                                                                                                          Из книги: Стив Биддалф. Воспитывать мальчишек… Как? –

 М.: РИПОЛ классик, 2007.

от dlfadm