Электронная версия журнала «Управление школой» № 13/2009, автор Наталья Алимова
http://upr.1september.ru/
Как грамотно организовать благотворительную деятельность в ОУ
Сегодня законодательство выделяет три финансовых потока, поступающих в государственную школу (о негосударственных говорить не будем, так как их количество сравнительно невелико): деньги из бюджета (федерального, муниципального и городского); доходы от предпринимательской деятельности (в основном дополнительные образовательные услуги); наконец, благотворительные пожертвования, о которых и пойдет речь.
Денег много не бывает.
Народная мудрость
Разговор хотелось бы начать с попытки понять, что же такое
благотворительность c точки зрения экономики образования
применительно к современной средней общеобразовательной школе.
Закон прямо указывает, что это один из абсолютно законных
источников получения финансовых средств образовательным
учреждением. Почему же возникают обвинения в поборах, претензии
органов управления образованием, родителей и т.д. и т.п.? На мой взгляд,
это происходит потому, что у нас слишком низкая культура
благотворительности (благотворительность в школе как аспект
нравственного воспитания – тема отдельного большого разговора).
Крайне тонка грань между «поборами» и «пожертвованиями».
По роду работы мне часто приходится рассказывать директорам ОУ о том,
как у них может быть организована благотворительная деятельность.
Именно «может быть»,потому что каждый управленец выбирает вариант,
более близкий ему (другой вопрос – о последствиях принятого решения).
Первый вариант («черный») – сбор наличных денег. Но государство
должно иметь возможность контролировать движение таких средств,
для этого и требует установки кассовых аппаратов на рынках;
регистрации всех, кто занимается торговлей и предоставлением услуг.
Для осуществления своей контролирующей функции власть настаивает,
чтобы все деньги проходили через банковские счета. Только так она
может проконтролировать правильность уплаты налогов. Сбор наличных
денег регулируется «Порядком ведения кассовых операций в РФ» и
«Положением о правилах организации наличного денежного обращения
на территории РФ». Из них следует, что:Организации, предприятия,
объединения и учреждения (в дальнейшем –предприятия) независимо
от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства
в учреждениях банков.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие
должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным
кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это
уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за
подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного,и кассира,
заверенная его печатью (штампом) или оттиском кассового аппарата.
Поэтому даже если в вашем ОУ есть главный бухгалтер, несущий финансовую
ответственность, и специально оборудованное помещение кассы,
всю собранную наличность вы должны сдать в банк. Ответственность
за нарушения определена «Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях».
Нарушение в области учета наличности предполагает наложение штрафа
как на руководителя (физическое лицо) (от 40-ка до 50-ти МРОТ), так и на
образовательное учреждение (юридическое лицо) (от 400 до 500 МРОТ).
Практика показывает: для администрации школы лучше всего отказаться от
сбора наличных денег. Это поможет минимизировать претензии со стороны и
жертвователей, и проверяющих органов.
Второй вариант («серый») – наиболее распространенный на сегодня.
Он самый удобный, требует меньше бумаг и времени. Родителям выдается
квитанция, и устно озвучивается просьба перечислить благотворительные
пожертвования.На что конкретно и когда пойдут деньги, жертвователям
будет предоставлен отчет.
Вроде бы денежные средства и проходят через банк, и на квитанции
написано «благотворительное пожертвование», но грамотная
благотворительность – это не только квитанции.
Третий вариант («белый») предполагает хорошо продуманный документооборот,
временные затраты, стратегию. Поговорим об этом подробнее.
В разговорах с руководителями ОУ прежде всего я задаю вопрос:
есть ли в школе попечительский совет (ПС)? Как правило, если есть,
то только на бумаге. А чем отличается он от привычного родительского
комитета? Самое важное отличие в том, что для ПС имеется хотя бы
элементарная правовая база, правда, небольшая и не отражающая
полностью все аспекты работы.
Грамотную, легальную благотворительную деятельность лучше всего начинать
с создания либо «реанимирования» правильно оформленного попечительского совета.
Алгоритм его создания таков:
1. Собрать людей, с которыми можно будет найти общий язык (наверное,
самая трудная задача).
2. Провести учредительное собрание (образец протокола – в Приложении 1).
3. На учредительном собрании утвердить Положение о ПС (образец –
в Приложении 2), где прописать, на какое время, в каком количестве
он станет избираться.
Далее начинается более сложный этап – организация благотворительной
деятельности с помощью попечительского совета. Прежде чем перейти к вопросу,
как это происходит, несколько слов о законах, регулирующих
благотворительную работу; о том, кто есть кто в этом процессе;
об имеющихся правах.
Особо хотелось бы заострить внимание на следующем аспекте:независимо от
того, какими путями будут двигаться благотворительные пожертвования,
требуются, по меньшей мере, элементарные экономические знания.
Поручая сотруднику учет благотворительных пожертвований, ознакомьте
его с правовой базой.
Благотворительная деятельность в государственном (муниципальном)
общеобразовательном учреждении регулируется следующими законами:
1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ).
3. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
4. Закон РФ «Об образовании».
5. «Порядок ведения кассовых операций в РФ».
6. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на
территории РФ».
Сведем всю информацию в таблицу. Одна часть граф составлена на основе
ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,
другая – на базе реальной практики.
Таблица
Основные понятия
Участники благотворительной деятельности |
Формы благотворительных пожертвований |
Группы потенциальных жертвователей ОУ |
Варианты движения финансовых средств |
Благотворители. Добровольцы. Благополучатели. Благотворительная организация |
Безвозмездная передача: имущества; денежных средств. Безмозмездное (или на льготных условиях): выполнение работ; предоставление услуг юридическими лицами |
Родители, в т.ч бизнесмены. Предприниматели. Благотворительные фонды-доноры. Выпускники. Органы власти |
Через центральную бухгалтерию и казначейство. Создание попечительского совета в виде юридического лица. Открытие субсчета в благотворительном фонде |
Рассмотрим основных участников благотворительного процесса и
нормативную базу, регулирующую их деятельность.
Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ. Ст. 5. «Благотворители – лица, осуществляющие
благотворительные пожертвования в формах:
– бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в
собственность имущества, в том числе денежных средств и (или)
объектов интеллектуальной собственности;
– бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами
владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
– бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ,
предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами.
Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих
пожертвований.
Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность
в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в
интересах благотворительной организации. Благотворительная организация
может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью
в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие)».
Ст. 4, п. 1: «Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно
осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности
и свободы выбора ее целей».
П. 3: «Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных
настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности
и форм ее осуществления».
Как следует из закона, благотворители определяют цели, на которые
пойдут пожертвования, их помощь должна быть бескорыстной и добровольной.
Цель благотворительных пожертвований не может противоречить уставным
целям ОУ. Современное законодательство разделяет целевые поступления
на две части:
содержание учреждения и ведение уставной деятельности (ст. 521, п. 2 НК РФ).
Причем Налоговый кодекс не определяет, что подразумевать под «содержанием
учреждения», а что – под «уставной деятельностью». Поэтому лучше всего
опираться на здравый смысл. Так, компьютер, приобретенный на пожертвования
для бухгалтерии, можно отнести к первому случаю, а технику, работающую
в учебном классе, – ко второму.
Главное, чтобы деньги, пожертвованные на приобретение лингафонного кабинета,
не были израсходованы на ремонт крыши. В этом случае налицо нецелевое
использование средств, что приведет к претензиям со стороны проверяющих
органов и самих жертвователей.
Кто может стать потенциальным жертвователем в пользу
общеобразовательного учреждения? По сложившейся практике ими
выступают: родители, предприниматели, благотворительные фонды-
доноры, выпускники, органы власти.
Как правило, 99 процентов благотворителей школы составляют родители.
Они наиболее легко мотивируемая группа жертвователей.
Правда, в последнее время в прессе много говорится о добровольно-
принудительном характере такой благотворительной деятельности.
По отношению к школе семьи выступают заказчиками образовательных услуг.
Нужно не забывать, что тогда действуют несколько другие принципы,
чем с родителями-благотворителями и «покупателями» дополнительных платных
образовательных услуг.
Во всех этих случаях важно учитывать, как и что говорить жертвователям,
какими документами должны оформляться связи, и т.д. (далее будут приведены
рекомендации).
Особо скажу о родителях-бизнесменах. Особенность этой группы заключается
в том, что в этой роли можно оказать гораздо большую помощь школе,
нежели в качестве физического лица.
Для того чтобы отследить таких родителей и попробовать привлечь их к более
крупным пожертвованиям, желательно составить так называемый «клиентский
список», куда занести владельцев среднего и малого бизнеса, топ-менеджеров
крупных корпораций и др.
Трудность заключается в сборе данных сведений, учитывая нашу российскую
действительность: многие бизнесмены не стремятся афишировать свою
деятельность. Поэтому к сбору такой информации нужно подойти максимально
тактично.
Также это обстоятельство нужно учитывать, когда вы будете говорить
этой категории благотворителей «спасибо». Вполне возможно, они не
захотят широкой огласки своих добрых дел, но в любом случае директор
образовательного учреждения должен поблагодарить такого жертвователя
при личной встрече или в письменном виде.
Кроме того, помощь родителей-бизнесменов может выражаться не просто
в прямых денежных пожертвованиях. Это и помощь в организации работ,
и оплата счетов (например, за канцтовары), и различные услуги, оказанные
бесплатно (обратите внимание на ст. 5 ФЗ «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях»: бескорыстное оказание
услуг – это одна из форм благотворительности).
За рубежом в жизни образовательного учреждения активно участвуют
выпускники, что помогает оставить им память о себе и поддержать хорошие
отношения с учителями. К сожалению, у нас широко не распространено
привлечение выпускников к пожертвованиям, а ведь многие из них становятся
влиятельными и состоятельными людьми.
Несколько слов о бизнесменах в роли благотворителей. Сегодня все
чаще можно услышать такой термин, как «социальная ответственность
бизнеса». Государство и общество ждут от предпринимателей не только
качественных товаров и услуг, но и помощи в адрес некоммерческого
сектора, каковым и является сфера образования. Несомненно, бизнесмены
менее мотивированы жертвовать в пользу образовательного учреждения,
чем родители. Но это не значит, что надо отказаться от попыток
привлекать предпринимателей к благотворительности, и особенно
заинтересовать их участием в попечительском совете.
Обращаясь к этой группе жертвователей, необходимо как можно
более четко сформулировать, на что вы просите денег и сколько.
Бизнесмены любят конкретику, а не туманные просьбы типа «дайте
денег, у вас их и так много».
В последнее время все больше появляется фондов-доноров,
проводящих конкурсы грантов, и если несколько лет назад среди
них встречались только зарубежные, то сегодня российскую науку
и образование поддерживают отечественные: «Династия» Зимина,
фонд Потанина и другие. Получить грант – это нелегкая, но выполнимая
задача. Главное, научиться грамотно писать на него заявку и подобрать
фонд, тематика которого совпадает с вашим проектом. Так, например,
фонд «Династия» оказывает поддержку учителям математики и физики,
поэтому писать заявку на получение денег для преподавателя истории
туда бесполезно.
Конкурсы грантов проводят не одни благотворительные фонды. В награждении
лучших все активнее участвуют органы государственной власти, ставшей
инициатором национального проекта в области образования.
Кроме того, и местные власти часто проводят свои конкурсы,
учреждают именные стипендии и т.д. Информацию о них можно
найти в Интернете на городских порталах.
Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ.
Ст. 5. «Благополучатели – лица, получающие благотворительные
пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев».
Благополучателем в нашем случае выступает образовательное учреждение,
а целевыми группами физических лиц – учащиеся и сотрудники школы.
Согласно ст. 5 закона,
«Благотворители вправе определять цели и порядок использования
своих пожертвований».
Что это значит на практике? Как правило, цели, на которые будут
использованы пожертвования, формулируетблагополучатель или
благотворительная организация,
после чего следует обращение к потенциальному жертвователю.
Если он разделяет заявленные цели, то совершает пожертвования, если нет,
то свой кошелек не откроет. Благотворитель обычно уточняет, на что именно
пойдут его деньги – например, если он жертвует для сирот, то может пояснить,
что хотел бы потратить средства на приобретение зимней обуви для детей.
Благотворительная организация, нашедшая жертвователя для детского дома,
прежде всего, объяснит, что необходимо конкретно.
Бессмысленно покупать новые парты, если не работает котел в душевой комнате.
Исключение составляют крупные корпорации, в большинстве своем создающие
сегодня корпоративные фонды и разрабатывающие социальные проекты, в которых
формулируются цели благотворителя. Естественно, что предприятие,
находящееся на Дальнем Востоке, не будет поддерживать школы г. Москвы,
т.к. этот город не входит в зону его присутствия и интересов.
Поэтому в современной школе сложилась ситуация, при которой конкретные цели
благотворительности формулируют благополучатели (что не противоречит закону и
принятой практике), т.е. администрация школы совместно с попечительским
советом или родительским комитетом выступает инициатором привлечения
пожертвований. Насколько активное участие принимают в благотворительном
процессе сами благотворители, зависит от конкретного общеобразовательного
учреждения.
К сожалению, зачастую администрация ОУ как представитель благополучателя не
согласовывает цели, на которые собираются пожертвования с благотворителей,
а иногда и не формулирует их четко даже для себя. Отсюда пресловутые
«нужды класса» или «нужды школы», все чаще вызывающие нарекания.
Практика благотворительной деятельности показывает, что если благополучатели
хотят добиться успеха в своем стремлении привлечь пожертвования,
то они должны обладать необходимыми знаниями в области благотворительности.
Благотворительная деятельность в современном общеобразовательном учреждении
имеет ряд особенностей. Прежде всего, она характеризуется крайне низким
уровнем организованности, из чего вытекает все остальное.
1. Благотворителями в подавляющем большинстве случаев в той или
иной степени являются родственники либо люди, тесно связанные с ОУ.
Это обусловлено тем фактом, что как благополучатель оно стремится
обращаться за поддержкой к целевой группе физических и юридических
лиц, которые по тем или иным причинам наиболее заинтересованы
в оказании содействия.
Естественно, получить помощь легче от предпринимателя, когда-то
учившегося в конкретном образовательном учреждении, чем от бизнесмена,
никакого отношения к нему не имеющего.
Приведем случай из практики. В московскую школу пришел бывший выпускник,
ставший довольно состоятельной личностью, и в ходе общения с администрацией
предложил оказать благотворительную помощь в виде выделения финансовых
средств для покупки необходимого оборудования. Такие случаи из эпизодических,
случайных становятся в настоящее время систематическими, однако не в той мере,
чтобы стать значительным источником финансовых поступлений.
Более организованная и продуманная благотворительная деятельность и призвана
сделать подобные поступления полновеснее. Указанная выше особенность
благотворительности в общеобразовательном учреждении при неграмотной
организации приводит к тому, что единственными благотворителями в его пользу
становятся родители.
При такой постановке вопроса очень сложно найти грань между истинной
благотворительностью для образования и скрытой платой за учебу.
Избежать этого позволит получение даяний из наиболее разнообразных
источников. Чем больше благотворителей окажут помощь,
тем меньше возникнет претензий в адрес администрации.
2. Применительно к благотворительности в пользу образования можно более
точно говорить о том, кто будет участвовать в этом процессе.
Если сравнить с примерами из других отраслей, то проведем параллель
с такой, например, благотворительной программой, как «Линия жизни».
Она организована Альфа-банком (на сегодняшний день к программе
присоединились и другие организации) для сбора средств на помощь детям
с заболеваниями сердца. К благотворительности привлекаются сотрудники
банка, написавшие специальное заявление, по которому бухгалтерия каждый
месяц перечисляет определенную сумму из зарплаты на осуществление
данной программы.
В этом случае так же, как и в благотворительной деятельности в
общеобразовательном учреждении, можно достаточно четко очертить круг
благотворителей. Особенностью последней будет уже упоминавшаяся менее
организованная и четкая работа с ними. Но, сравнивая благотворительность в
школе и программы, подобные «Линии жизни», можно констатировать,
что привлечение к пожертвованиям определенных сложившихся коллективов
не является нарушением общепринятых правил. Отсюда вытекает третья
особенность благотворительной деятельности в общеобразовательном
учреждении.
3. Коллективность участников благотворительного процесса.
Эта особенность проявляется, когда речь идет о благотворителях-
родителях. Они, как правило, коллективно осуществляют свою
деятельность, что нередко вызывает у ряда лиц (практика показывает,
что таковых единицы), участвующих в благотворительном процессе,
отторжение данных процедур. Более того, именно в результате действий
последних сбор пожертвований как бы переводится из благотворительности
в область криминальных денежных поборов.
Коллективность сбора вызвана коллегиальностью принятия решений о
пожертвованиях в пользу школы. Естественно, коллектив родителей при
этом стремится к тому, чтобы в благотворительном процессе
участвовали все. Уклонение от совершения пожертвования вызывает
негативную реакцию с их стороны. Тем не менее на коллективном
собрании можно освободить от необходимости совершать пожертвования
малоимущие семьи.
Коллективность принятия решения о благотворительности в пользу школы
приводит к тому, что зачастую трудно в полной мере соблюдать принцип
добровольности совершения пожертвования, предусмотренный
современным законодательством
(ФЗ РФ № 135 «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях» ст. 4, п.1: «Граждане и юридические лица вправе
беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе
добровольности и свободы
выбора ее целей»). Как уже было сказано выше, в коллективе родителей
может оказаться человек, не согласный с мнением большинства, но в силу
зависимости от общеобразовательного учреждения вынужденный смириться с
решением.
Обращения таких родителей в органы управления образованием и приводят к тому,
что понятие «благотворительное пожертвование» применительно к образованию
часто подменяется ставшим расхожим понятием «поборы». Избежать подмены,
перевести благотворительность в легальную, не вызывающую подобных
толкований деятельность можно только при ее продуманной организации.
4. Фиксированность суммы пожертвования. Эта особенность благотворительной
деятельности вытекает из вышеупомянутой коллегиальности принятия решения о
пожертвовании и коллективности его совершения. Она возникает опять же в
том случае, если благотворителями являются родители учащихся.
Принимая решение о необходимости совершить пожертвование в пользу школы,
собрание родителей, как правило, определяет и его сумму, которая для всех
одинакова. Изменена она может быть опять же для малоимущих семей.
Далее будет подробно описана эта категория благотворителей.
Фиксированность суммы вызывает наибольшее количество нареканий.
Эта особенность приводит к стиранию грани между благотворительным
пожертвованием и скрытой платой за учебу. Выше уже говорилось о программе
«Линия жизни». При ее осуществлении участники так же отчисляют
фиксированную сумму из своего заработка.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что фиксированность
суммы пожертвования достаточно распространена в благотворительности
и не запрещена законом. А претензии по этому поводу в адрес школы
вызваны недовольством отдельных личностей либо неграмотной организацией
этой деятельности.
5. Регулярность оказания пожертвований. Как правило, коллектив
благотворителей ОУ договаривается о регулярном внесении средств в
определенные интервалы времени по заданной схеме в пользу школы как
благополучателя. Эта особенность также вызывает массу нареканий.
«Пожертвования, осуществляемые большей частью обучающихся (их
родителями с определенной периодичностью; раз в месяц, в квартал,
при поступлении в учебное заведение и т.д.), нельзя признать добровольными
и являются скрытой платой за обучение. Такие действия формально запрещены,
но на практике широко распространены», – читаем в книге А.Б. Вифлеемского.
Опять же обратившись к мировому и отечественному опыту благотворительности
на примере программы «Линия жизни», можно увидеть, что сотрудники отчисляют
пожертвования регулярно, один раз в месяц, от заработной платы, и это не
вызывает нареканий. Так же, как и фиксированность суммы даяния,
регулярность не запрещена Федеральным законом «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях».
Если рассматривать регулярность пожертвований в мировой практике,
то необходимо отметить, что к этому стремятся все благотворительные организации.
Только таким образом можно обеспечить полноценное исполнение задуманных
программ. Поэтому это свойство нельзя расценивать как особенность
благотворительной деятельности в общеобразовательном учреждении,
подлежащую искоренению и запрещению. Только при условии,
что пожертвования будут регулярными, школа может планировать свою
деятельность в их отношении, осуществлять разнообразные
благотворительные программы, неизменно оказывать материальную
помощь малоимущим учащимся и сотрудникам, учреждать стипендии и т.д. и т.п.
Благотворительные пожертвования никогда не станут по-настоящему
действенным источником финансирования, если они не будут систематическими
и благодаря этому планируемыми. Запрет на регулярность приведет к тому,
что сама по себе благотворительная деятельность в общеобразовательном
учреждении потеряет всякий смысл.
Три последние особенности (коллективность, фиксируемость суммы,
регулярность пожертвований) вызывают множество нареканий.
Действительно, провести грань между такими пожертвованиями и
скрытой платой за учебу достаточно сложно. Это связанно с тем, что,
как говорилось выше, благотворители в пользу учебного заведения,
как правило, связаны с ним тем или иным образом (первая особенность
благотворительной деятельности в общеобразовательном учреждении).
Поэтому применительно к школе сложнее соблюсти принцип добровольности,
на который указывается в ФЗ «О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях» (ст. 4, п.1).
В уже упомянутой программе «Линия жизни» присутствуют и коллективность,
и фиксируемость суммы, и регулярность совершения пожертвований, но в отличие
от образовательного учреждения это делается для совершенно посторонних детей,
никак не связанных с благотворителями, поэтому претензий в принудительности
совершения пожертвований и не возникает.
Образовательное учреждение вполне может свести к минимуму обвинения в
поборах. Для этого требуется грамотная, основанная на научных знаниях
организация благотворительной деятельности.
Так как же все-таки организовать ее правильно?
В мире уже давно отработаны механизмы взаимоотношений между теми,
кто хочет получить поддержку, и теми, кто ее может оказать. Написаны книги,
разработаны технологии, проводятся семинары и тренинги, определены термины.
Какова роль школы как благополучателя в благотворительной деятельности?
В первую очередь, учебное заведение совместно со своим попечительским
советом (если таковой имеется) выступает инициатором получения пожертвований.
Привлечение средств на различные некоммерческие проекты называется
фандрайзингом.
Как уже было сказано выше, за рубежом в этом отношении накоплен многолетний
опыт. По мнению специалистов в области благотворительности, у школ есть
огромный потенциал для развития фандрайзинга. Что нужно знать, чтобы
грамотно заниматься привлечением пожертвований?
Самое главное – это соблюдать три принципа, на которых должна строиться
благотворительность в ОУ: ясность целей, отчетность, благодарность.
Рассмотрим каждый из них более подробно:
1. Ясность целей.
Обратите внимание – нужды класса или школы (детского сада и т.д.) не могут
быть целью благотворительности, на которые привлекаются пожертвования.
Они выражаются в благотворительных проектах или программах ОУ.Например:
«Здоровье и спорт» – ремонт спортивного зала, приобретение мячей,
финансирование поездки на соревнования школьной футбольной команды.
В Приложении 3 приведены программы попечительского совета Центра
образования № 548 «Царицыно» г. Москвы. Там давно ведется активная
деятельность по привлечению пожертвований от различных групп благотворителей
во всевозможных формах. Основные цели, на которые привлекаются
пожертвования, – это, как правило, создание комфортных условий для
обучения и работы, обеспечение безопасности детей, поддержка учительства и т.д.
Естественно, они не должны противоречить уставным целям ОУ.
Хотелось бы обратить внимание на такой аспект: родители зачастую не видят
разницы между пожертвованием, сбором средств на охрану, приобретением
подарков учителям к праздникам, оплатой детской экскурсии и т.д. Создается
впечатление, что образовательное учреждение постоянно тянет деньги,
возникает путаница. Поэтому и необходимо четко формулировать цели,
на которые привлекаются пожертвования, отличать их от сборов средств
на другие нужды. К благотворительному проекту должна прилагаться смета
о планируемых доходах и расходах благотворительных пожертвований.
2. Отчетность, отчетность и еще раз отчетность.
Благополучатели обязаны:
– во-первых, заверить благотворителей в обязательном предоставлении им отчета;
– во-вторых, после окончания проекта или завершения финансового года
его предъявить.
Отчет должен содержать:
отчет по смете;
первичные документы, подтверждающие приход и расход денежных средств
(квитанции, счета, счет-фактуры, накладные, платежные поручения).
Можно провести экскурсию по отремонтированному залу и т.д.
Главное – создать традицию, когда жертвователь ставится в известность,
на что потрачены его деньги.
3. Благодарность.
Благотворителям нужно постоянно говорить: «Спасибо!» Это может выражаться
в виде благодарности в рамочке для бизнесмена, благодарственного письма,
детских рисунков и т.д. Для родителей подойдут открытки или наклейки с надписью
«Мои родители – мои благотворители!». Это придаст им чувство значимости,
объяснит их роль и просто доставит удовольствие. Среди учащихся неплохо
устроить конкурс на лучший рисунок для такой открытки.
Нужно не забывать, что благотворитель не обязан делать пожертвование,
это его добрая воля, и он имеет право рассчитывать на благодарность.
Так, за рубежом можно увидеть выложенную на полу спортивного зала надпись
о том, что он отремонтирован выпускниками такого-то года, при входе обязательно
висит доска «Наши жертвователи».
Хорошо бы перенять этот опыт и нам! Повесить, например, на дверях кабинета
табличку с надписью о том, что он отремонтирован на средства родителей
такого-то класса и т.д. Это создаст в образовательном учреждении атмосферу,
стимулирующую благотворительность, ведь, как показывает практика, люди
охотнее жертвуют тем организациям, которые уже сумели привлечь помощь.
Вышеперечисленные три принципа организации благотворительной деятельности
в школе подходят для взаимодействия с любой группой благотворителей, будь то
родители, выпускники или бизнесмены.
Хотелось бы обратить внимание еще на несколько психологических аспектов.
1. Вместо слова «помощь» лучше употреблять «поддержка».
2. Обращаясь к потенциальным благотворителям, не будьте агрессивными.
Например, излишне говорить, что «до 15-го нужно срочно оплатить квитанции,
кто придет без оных, не будет допущен к урокам!» Или: «Дайте денег!
У вас их итак много!» – в обращении к бизнесменам. Помните, основное условие
благотворительности –добровольность!
3. Не запугивайте! («Не дадите денег, потолок в спортивном зале упадет
на вашего ребенка!»)
4. Не прибедняйтесь! («Бюджет дает мало, а мы такие бедные, подайте,
Христа ради, кто сколько может!»)
5. Используйте позитивный и деловой подход. Помните о трех вышеперечисленных
принципах благотворительности.
6. Проведите среди родителей опрос (на что они сами не против оказать помощь).
7. Подумайте, что вы в состоянии сделать для своих жертвователей, кроме
благодарственного письма. Это может быть и инициированная вами публикация
в прессе, и выступление творческого коллектива на предприятии и т.д.
Все будет зависеть от специфики образовательного учреждения.
На сегодняшний день органами управления образованием не разработан
набор документов, который отражал бы благотворительную деятельность школы.
Исключение составляют попечительские советы, зарегистрированные в форме
юридического лица. Они формируют отчетность в соответствии с
законодательством, распространяющимся на все некоммерческие организации.
Для образовательных учреждений, использующих другие варианты движения
благотворительных пожертвований, рекомендуется набор документов, который
администрация школы может предоставить как благотворителям, так и
вышестоящим инстанциям. Учитывая сложившуюся практику и требования
законодательства, целесообразно сформировать две основные группы.
Так как документооборот, касающийся благотворительной деятельности,
не является жестким, то ОУ может варьировать набор и группировку
необходимых деловых бумаг. Главное – соблюдать правило, согласно которому
выполняются две задачи.
Во-первых, полное отражение движения финансовых средств в области
благотворительной деятельности – одно из важнейших требований к отчетности.
Во-вторых, набор документов должен помочь свести к минимуму претензии
проверяющих органов.
Первая группа содержит бумаги долгосрочного использования, а именно:
Благотворительные программы, утвержденные попечительским советом,
родительским комитетом или общешкольным собранием, где сформулированы
цели, на которые привлекаются и расходуются пожертвования.
Протоколы заседаний попечительского совета (родительского комитета),
касающиеся сбора и расходования пожертвований.
Протоколы заседаний родительских собраний, на которых принимались решения
о сборе и расходовании пожертвований. Особенно это важно в случае, когда
родители принимают решение о регулярных вкладах с фиксированной суммой.
Только наличие такого документа поможет администрации свести к
минимуму вероятность обвинения взимания скрытой платы за учебу.
Долгосрочные договоры о пожертвовании и другие документы, касающиеся
организации благотворительной деятельности в образовательном учреждении.
Вторая группа состоит из документов, отражающих движение средств на текущий
финансовый либо учебный год в зависимости от того, как школе удобнее вести
отчетность. После окончания года и составления отчета о выполнении сметы они
переводятся в архив. Имеются в виду:
Смета предполагаемых поступлений и планируемых расходов на текущий год.
Последним документом, подшитым в папку, должен быть отчет о ее выполнении.
И то, и другое должно быть подписано директором ОУ как представителем
благополучателей и председателем попечительского совета
(родительского комитета) как представителя основной группы благотворителей.
Смета и отчет утверждаются либо на заседании ПС (родительского комитета),
либо совета школы или органа, его заменяющего, решение оформляется протоколом.
Такое ведение документации, регулирующей благотворительную деятельность в
образовательном учреждении, сведет к минимуму претензии со стороны любых
проверяющих органов.
Ежемесячные выписки (или их копии) из лицевого счета или отчет о движении
благотворительных пожертвований, где отражены: приход и расход
пожертвований в текущем месяце. Их наличие желательно, но не обязательно.
Они призваны подтвердить полноту собранных первичных документов.
Квитанции, платежные поручения, подтверждающие приход пожертвований
в денежной форме двух видов: от физического или юридического лица.
Сопровождающий их документооборот будет разным. Согласно современному
законодательству, регулирующему благотворительную деятельность,
пожертвование от физического лица может быть и анонимным, и не
подтвержденным договором или соглашением. Никто не вправе запретить
образовательному учреждению принять такое пожертвование и расходовать
полученные деньги на благотворительные программы и проекты.
Лучшим вариантом работы с физическими лицами является договор открытой
оферты. Просьба о пожертвовании и реквизиты для перечисления денег должны
быть вывешены в помещении школы (на веб-сайте или в любом доступном для
потенциальных жертвователей месте). В этом случае не нужны письменные
договоры с жертвователем – физическим лицом, договор открытой оферты.
То есть публичное предложение оказать пожертвование с указанием реквизитов
снимает вопрос о том, почему некое физическое лицо его совершило.
Ответ всегда будет определенный – человек (коллектив людей) увидел призыв
и принял решение.
В том случае если жертвователь – юридическое лицо и сумма его пожертвования
больше 500 рублей, то, согласно современному законодательству, образовательное
учреждение должно заключить с ним «Договор о пожертвовании» (Приложение 4).
Кроме того, должно быть платежное поручение, подтверждающее поступление
благотворительных пожертвований на внебюджетный счет ОУ. Это связано с тем,
что современное налоговое законодательство требует перечислять благотворительное
пожертвование после уплаты налога на прибыль. Отсутствие «Договора о
пожертвовании» может привести к претензиям проверяющих органов.
Если пожертвование выражается не в денежной форме, а в материальных ценностях,
то вместо квитанции или платежного поручения составляется акт приемки-передачи.
Он подписывается директором ОУ как представителем благополучателя и
физическим лицом, передающим даяние.
В этой же группе должны находиться первичные документы – счета, счет-фактуры,
накладные платежные ведомости, отражающие расходование благотворительных
пожертвований. Материальные ценности, приобретенные за счет пожертвований или
переданные в качестве дара, должны быть поставлены на баланс образовательного
учреждения в соответствии с требованиями Налогового кодекса и правил
бухгалтерского учета.
Как показывает практика, если в школе проработан документооборот,
отражающий благотворительную деятельность, и его ведение поручено
конкретному лицу (в идеале это бухгалтер, человек владеющий знаниями в
области учета финансов), то проверяющие органы имеют меньше поводов для
выражения претензий.
Любая благотворительная деятельность состоит из трех этапов:
Сбор средств.
Распределение (расходование) привлеченных средств.
Отчет перед благотворителями.
Когда речь идет о благотворительности в ОУ, эти этапы имеют ряд особенностей
по сравнению с ее проявлениями в других областях общественной жизни.
Выше мы говорили о распределении (расходовании) привлеченных средств и отчете
перед благотворителями. Остановимся на формах сбора средств.
Самая распространенная – это сбор частных пожертвований, то есть привлечение,
прежде всего, физических (или юридических) лиц к передаче определенных
сумм в пользу образовательного учреждения.
Рекомендуем применить следующие фандрайзинговые приемы:
Проведение благотворительных аукционов на выпускных вечерах, как, например,
в Центре образования № 548 «Царицыно» г. Москвы. На торги выставляются
классный журнал, директорский галстук и т.п., все, что останется на память
ученику после школы. Вырученные средства идут на реализацию благотворительных
программ попечительского совета. Готовясь к этому событию, нужно тщательно
отнестись к выбору ведущего, от которого во многом зависит успех.
Аукцион должен проводиться в темпе, не затянуто, чтобы не утратить
внимание присутствующих.
Благотворительные распродажи. Целесообразно использовать детские
рисунки, билеты на школьный концерт и т.д. Конфетка или открытка продается
за цену, в несколько раз превосходящую закупочную стоимость. Используя
такие «неординарные» формы привлечения пожертвований, лучше
формулировать максимально конкретные цели. Например, если в образовательном
учреждении устроили благотворительную распродажу билетов на школьный
спектакль, заявленной задачей может стать приобретение новых костюмов
для школьного драмкружка.
Обращаясь к выпускникам как потенциальным жертвователям, неплохо
прибегнуть к таким инструментам, как встречи, визиты, приглашения на
мероприятия, звонки и т. д. Все эти события должны быть направлены на
поддержание постоянного контакта с ними.
У многих образовательных учреждений есть веб-страница или сайт.
Они тоже обязательно должны использоваться как один из инструментов для
сбора пожертвований.
Сегодняшняя практика показывает, что органы управления образованием
как единственно приемлемую форму сбора благотворительных средств
рассматривают коробку с необходимыми бланками в школьном холле.
Такой метод имеет право на существование. Чем доступнее будет квитанция
с уже указанными реквизитами, куда можно перечислить пожертвование,
тем больше шансов его получить.
Подготавливая то или иное фандрайзинговое мероприятие, нужно просчитывать
его эффективность. Затраты на организацию должны быть меньше пожертвований,
полученных в итоге его проведения.
Все эти формы требуют тщательной проработки юридических и бухгалтерских
аспектов их организации. В противном случае они могут квалифицироваться
как предпринимательская деятельность образовательного учреждения, что
влечет за собой совершенно другое налогообложение и особый бухгалтерский учет.
Несколько слов необходимо сказать о том, как благотворительные
пожертвования могут технически поступать в школу.
За последние 15–17 лет варианты движения денежных средств относительно
образовательных учреждений менялись несколько раз. Это естественно,
потому как за данный период страна ушла от командно-административной
системы управления образованием и пришла к рыночным отношениям.
В настоящее время существует несколько принципиальных схем. Ранее
была предложена модель движения денежных средств, предусматривающая
шесть каналов (потоков, линий перемещений и т.д.). Рассмотрим, как это
реализуется на практике.
В рамках данного исследования прежде всего изучалось движение
благотворительных пожертвований в пользу образовательного учреждения.
На сегодняшний день существует три варианта движения средств,
привлеченных общеобразовательным государственным (муниципальным)
учреждением в виде благотворительных пожертвований. Рассмотрим плюсы
и минусы каждого из них.
Вариант 1.
Движение благотворительных средств через казначейство.
В этом случае пожертвования поступают на лицевой счет ОУ в казначейство.
Специфика работы будет зависеть от того, находится ли образовательное
учреждение на самостоятельном балансе и имеет в штате своего бухгалтерского
работника или же у него отдельный лицевой счет отсутствует. В последнем
случае, как показывает практика, могут возникнуть серьезные затруднения.
Положительной стороной такого варианта движения средств являются
следующие моменты:
Органы управления образованием позитивно относятся именно к подобному
типу движения внебюджетных средств образовательного учреждения,
что облегчает взаимоотношения с проверяющими инстанциями.
Отсутствуют финансовые потери, как в двух других вариантах. Все 100%
поступивших средств школа может потратить в соответствии со своими нуждами.
Отрицательные стороны:
Высокий уровень бюрократизации документооборота, необходимость расходования
средств жестко в зависимости от сметы, составление дополнительных смет, писем,
запросов и т.д.
По существующим правилам из пожертвований, поступивших на лицевой счет в
казначейство, нельзя оказать материальную поддержку сотрудникам ОУ,
что существенно сокращает эффективность благотворительной деятельности.
Вариант 2.
Создание некоммерческой организации, основная цель которой – финансовая
поддержка определенного образовательного учреждения.
Школы, активно занимающиеся привлечением финансовых средств, часто создают
независимое предприятие в виде зарегистрированного юридического лица в различных
организационно-правовых формах, от автономной некоммерческой организации до
благотворительного фонда. Так, например, попечительский совет Центра образования
№ 548 г. Москвы существует в виде юридического лица со своим расчетным
счетом в банке.
Положительными сторонами создания отдельной некоммерческой организации
являются:
Самостоятельное распоряжение денежными средствами.
Возможность выплаты материального поощрения сотрудникам школы.
Самостоятельное формирование финансовой политики и организации работы
созданного юридического лица.
Отрицательные стороны данного варианта:
Необходимость постоянно обновлять знания о современном налогообложении
и правовом регулировании организации.
Сдача налоговой отчетности; с 2007 г. – дополнительной отчетности в
регистрирующий орган.
Поиск человека, который возглавит организацию и понесет соответствующую
юридическую и финансовую ответственность.
Выплата заработной платы бухгалтеру и сотрудникам организации, несение расходов
на ее регистрацию и содержание.
Вариант 3.
Открытие субсчета на расчетном счету благотворительной организации.
За последние несколько лет появился еще один вариант движения пожертвований
ОУ. Самостоятельная благотворительная организация (чаще всего в нормативно-
правовой форме благотворительного фонда) объединяет несколько школ путем
оказания им услуги в виде открытия субсчета на своем расчетном счету. В этом
случае поступившие на него деньги разносятся внутри организации по субсчетам
каждого конкретного образовательного учреждения.
Пожертвования привлекаются, как правило, под одну типовую благотворительную
программу и тратятся в соответствии с пожеланиями того или иного учебного
заведения, на субсчет которого поступили денежные средства. Обычно такая
благотворительная организация не занимается самостоятельно привлечением
пожертвований, а лишь предоставляет образовательному учреждению финансовые
услуги. Такая деятельность называется благотворительным аутсорсингом.
У этого варианта движения финансовых средств, как и у предыдущих двух,
есть свои достоинства и недостатки.
Достоинствами этого варианта являются:
Простота и незаформализованность документооборота, большую часть
которого берет на себя, в основном, благотворительная организация, снимая
часть проблемы по учету поступления и расходования благотворительных
пожертвований с образовательного учреждения.
Возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами.
Налоговую ответственность несет благотворительная организация.
Отпадает необходимость сдавать отчетность ОУ.
К недостаткам данного варианта движения финансовых средств относятся:
Резко отрицательное отношение органов управления образованием к сотрудничеству
ОУ и благотворительных фондов из-за неразработанности механизмов контроля
за привлечением и расходованием финансовых средств.
Финансовые потери, связанные с тем, что часть привлеченных пожертвований
тратится на содержание административного аппарата фонда.