Права и достоинства ребёнка защищает международное и российское законодательство. Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:
- Декларация о правах ребёнка (1923 г.)
- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
- Всемирная декларация о б обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)
Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:
Семейный кодекс РФ (1996 г.) – оговаривает, что родители не в праве причинить вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Федеральный Закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ” специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми – инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав.
В соответствии со ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка, насилие включает все формы физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы или небрежное обращение, грубое обращение или эксплуатацию, включая сексуальное злоупотребление.
Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями (а так же иными лицами) физического и психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающим человеческое достоинство обращении, оскорблении или эксплуатации детей).
Жестоким обращением с детьми считают, умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения:
физическое насилие
– нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков;
сексуальное насилие
– использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией детской, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли;
психическое (эмоциональное) насилие
– отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.);
пренебрежение основными потребностями ребёнка
– отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии.
В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объектом для проявления низменных человеческих качеств.
1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.
2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.
3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.
4. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного». Только подумайте — имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привелегию).
5. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить — это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика — добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.
6. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка. Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.
7. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным. Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их «ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи». Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать «тайм-ауты». Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.
8. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю. Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.
9. Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы — взрослый человек.
10. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже — с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить. Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится
К физическим наказаниям чаще всего прибегают родители, которым важен тотальный контроль за поступками своего ребенка. Которые не признают у ребенка права на ошибку. Своим контролем они подавляют стремление ребенка самого отвечать за себя и свои поступки. Итог у таких методов воспитания в целом плачевен: подавленная личность с низкой самооценкой либо точно такой же тиран, применяющий силу и к своим детям и к своим престарелым родителям.
Часто приходится слышать, что физически наказывают за серьезные проступки. Но на самом деле почти все серьезные проступки имеют за собой психологическую причину. И не физическое наказание в этом случае, а поиск и устранение причины могут помочь. В этой ситуации как никогда важны доверительные отношения, а унизительное наказание их подорвет.
Так же часто физически наказывают или угрожают наказать, если ребенок не делает чего-то, чего от него ожидают. Например, не ест или не делает уроки. Прием пищи, сопровожденный страхом и наказанием, может привести к серьезным психосоматическим проблемам. Уроки, сделанные под страхом наказания, не приводят к трудолюбию и познавательной деятельности, увы. Проблему отсутствия мотивации наказанием не решить.
Многие родители спрашивают, как, если не наказанием, воспитывать ребенка и вырастить из него хорошего человека? Как привить ему нормы общества в котором он живет? Как добиться от него помощи? Мы рекомендуем обратиться к книгам Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?» и И. Млодик «Книга для неидеальных родителей».
Эти книги не дают исчерпывающих ответов, их и не может быть, но они заставлют задуматься о ребенке, его внутреннем мире и переживаниях, которые нельзя не брать в расчет.
Ответственность лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Действующее на сегодняшний день российское законодательство предусматривает целый ряд оснований для привлечения к ответственности лиц, виновных в жестоком обращении с детьми. Условно их можно разделить на две категории:
Первая категория: для родителей ребенка либо лиц, их заменяющих (опекуны, попечители, приемные родители), законодательством предусмотрены следующие виды ответственности за жестокое обращение с детьми.
Гражданско-правовая ответственность.
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС – СТ. 69. Лишение родительских прав, если опекуны или приемные родители – ребенок отбирается, а они отстраняются от опеки.
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС – СТ.141. Если усыновившие ребенка родители жестоко с ним обращаются, то усыновление может быть отменено по решению суда. Административная ответственность.
КОДЕКС РФ об АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ — СТ. 5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. ВЛЕЧЕТ – ШТРАФ от 100 до 500 рублей.
Уголовная ответственность. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ – СТ. 156. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним. НАКАЗЫВАЕТСЯ –ШТРАФ до 100 000 рублей либо в размере годовой заработной платы или иного дохода, либо обязательными работами — до 220 ч., либо исправительными работами – до 2-х лет, либо лишение свободы – до 3-х лет.
Если, жестокое обращение повлекло смерть или причинение вреда здоровью, то применяются другие статьи УК РФ: ст. 105 (убийство); ст. 109 (причинение смерти по неосторожности); ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); ст. 112 (умышленное причинение средне тяжести вреда здоровью); ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью); ст. 117 (истязание); ст. 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности).
Вторая категория:
лица, занимающиеся образованием и воспитанием детей в силу профессиональных обязанностей (учителя, воспитатели, няни, а так же другие работники, осуществляющие свою деятельность на основании трудового договора, в чьи должностные обязанности входит обучение и воспитание детей, а так же иная работа с детьми)
Дисциплинарная ответственность. ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ – СТ. 192. Неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных трудовых обязанностей. ПРИМЕНЯЮТСЯ дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
ТК РФ – п. 2 ст. 336 ТК РФ. За жестокое обращение с ребенком. ПРИМЕНЯЕТСЯ увольнение (однократное, за применяемые методы воспитания, связанные с физическим или психическим насилием над обучающимся или воспитанником).
Административная ответственность.
КОДЕКС РФ об АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ — СТ. 5.35, СТ. 156 УК РФ. Дополнительно к перечисленным наказаниям может предусмотрено дополнительное наказание – лишение права занимать определенные должности, сроком до 5-ти лет.