Автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан считает: дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только родители. «Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты; но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «еще».

Развитие речи

  • Объясните ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п.
  • Рассказывайте короткие истории. Придумайте, например, историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него – в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправиться в страну снов и т.п.
  • Разговаривая с ребенком, пользуйтесь и детской речяью, и взрослой (точной и четкой) – по вашему желанию. Детям необходимы оба типа речи.
  • Если ребенок путает порядок слогов или пропускает некоторые из них в сложных словах, нужно заставить его произносить слоги друг за другом. например, ребенок говорит «летевизол». Попросите его сказать отдельно слог «те», затем «теле», потом «визол (р)» и, наконец, медленно- «те-ле-ви-зор». Заканчивайте упражнения обязательно на успешном моменте.
  • В детской речи часто появляются словечки, которые надолго остаются в семейном словаре. Если вы ввели какое-то искаженное детское слово в домашнюю речь, то, употребляя его, надо дать понять, что оно произносится неправильно (можно подмигнуть). И при этом следует спросить ребенка: «А по-настоящему как нужно сказать?» Ребенок будет счастлив ответить вам верно. Кроме того, это послужит стимулом для придумывания различных игр со словами, что само по себе является прекраснок тренировкой ума.
  • С двух лет вы можете водить ребенка в кино на мультипликационные фильмы. Сажайте его к себе на колени и на ухо шепотом рассказывайте, что происходит на экране. Это поможет развить у детей восприятие длинных текстов и будет способствовать концентрации внимания.
  • Детей обязательно надо знакомить с песенками, считалками и потешками, то есть с тем пластом народной поэзии, который создавался веками. Это не только вводит их в страну поэзии, но и прекрасно развивает память. Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты следует напевать малышу с самого рождения: «Котя-котенька, коток», «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» и т.п.
  • Когда ребенок научиться с вашей помощью пересказывать маленькие стихотворения, переходите к настоящей поэзии. Я полагаю, что начинать надо с басен о животных, которые как бы обращены к детям. Кроме того, в них немаловажную роль играет мораль: в определенном возрасте дети бесконечно пробуют, «до каких пор можно доходить в своих поступках», а эти маленькие нравоучения позволяют им определить предел, пусть даже еще неосознанно. Изучение басен закладывает не только основы нравственности, но и создает базу для накапливания интеллектуальных знаний.

             Чтобы предложить ребенку первую басню, очень важно самому хорошо ее знать. Большинство взрослых обычно лучше всего помнят «Ворону и Лисицу». Эта история о тщеславии и лести достаточно сложна, однако благодаря диалогу и оспариваемому куску сыра басня «работает» хорошо.

  • Как выучить с ребенком басню? Сначала вы сами заучиваете ее наизусть и делаете к ней рисунки, не требующие особого таланта, так как они просто отображают развитие сюжета.

             Затем выберете момент, когда вы в хорошем настроении и ваш ребенок расположен к восприятию нового, и прочтите ему «Ворону и Лисицу» как можно более выразительно. Не стисняйтесь прибегать к театральным эффектам. Ваш малыш – самая лучшая для этого аудитория. Разрешайте себе любую напыщенность и преувеличения, которые вы обычно не допускаете. Если ребенку это понравится, возьмите рисунки, разложите их по порядку и расскажите басню как сказку. Затем вернитесь к тексту басни и объясните сложные для ребенка выражения.

                «Где-то Бог послал» («Бог послал» — это значит взялось неизвестно откуда). «На ель Ворона взгромоздясь…» («вгромоздясь» — значит, что Вороне тяжело было сесть на дерево). «Вдруг сырный дух Лису остановил» («дух» здесь означает запах). Лиса почувствовала запах сыра, он ей понравился, и она захотела съесть этот сыр. «И говорит так сладко, чуть дыша…» («сладко говорить» — говорить очень тихо, ласковое, нежно). И что же Лиса говорит? «Какие перышки! Какой носок!» («носок» — это не тот носок, который ты надеваешь на ногу, а особая форма слова «нос» — «носик»). «И, верно, ангельский быть должен голосок» («ангельский голосок» — красивый, нежный, как у ангелов).

И потом:

«Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Царь – птица – это самая главная, самая важная птица в лесу, у которой и оперенье прекрасное, и голос замечательный, словом, она всех во всем превосходит. А вот и совсем непонятное слово: «Вещуньина с похвал вскружилась голова» («вещунья» — от слова «ведать», знать. Считается, что вороны могут предсказывать судьбу, поэтому в басне Ворона и названа «вещуньей»). «От радости в зобу дыханье сперло» (зоб – это кожный мешочек у птиц на горле, в который попадает еда при глотании). «В зобу дыханье сперло» означает, что Ворона чуть не задохнулась от похвал…

         Басню нужно рассказывать ребенку раз в день и объяснять ее примерно так, как я это изложила. Некоторое дети могут понять всю басню сразу, а некоторые – всего лишь несколько строк. Не спешите!

          Когда ребенок познакомится с короткими баснями, переходите к более длинным. Вы можете сделать книжку, разделив басню на отрывки, и к каждому подготовить рисунок.

          Вводите выражения из басен в повседневную жизнь. Когда ребенок будет слушать пение птиц, напомните ему: «…при красоте такой и петь ты мастерица…». Сравните тщеславие мачехи из сказки о Белоснежке с тщеславием Вороны.

Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно.

           Перескажите ребенку книгу, где спомощью картинок изложена самая простая история: про утенка, который ищет свою маму, или же про щенка, котрый услышал мяуканье и стал всех расспрашивать, кто же сказал «мяу»… Можно взять книжки из серии «Для самых маленьких», реалистические рисунки которых нравятся детям. Когда вы почувствуете, что ребенок научился следить за ходом простого рассказа, подберите ему книгу не для изложения по картинкам, а для чтения, с коротким и живым текстом.

            Не читайте монотонно! Объясняйте новые слова. Разделите книжку на отрывки, которые будете читать каждый день. Действуйте по методу «шаг назад, два шага вперед», то есть прочтите снова то, что ребенок слышал накануне, и только потом приступайте к следующему кусочку, который должны повторить ему завтра. Закончив книжку, перечитайте ее еще раз. Таким образом, каждую книжку вы прочтете ребенку трижды и только потом перейдете к следующей, которая должна быть несколько сложнее и длиннее предыдущей.

           Педагог и психолог Б. Беттельгейм выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок в формировании личности ребенка. По его мнению, «детям для снятия чувства тоски и страха совершенно необходимы полные драмматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. Детская современная литература, которая стремится вытеснить старые сказки, лишает ребенка чего-то важного, так как из ее подслащенных книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т.п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства».

Словарный запас

             Расширение словарного запаса ребенка должно стать повседневной задачей. Следите за своей речью, избегайте жаргонных и вульгарных слов, выражайте свои мысли четко и ясно. В то же время не забывайте о просторечном говоре. Если ребенок с детства будет слышать не только литературную речь, это даст ему реальное и более полное ощущение языка.

             Для расширения словарного запаса можно использовать некоторые упражнения. например, вы хотите познакомить ребенка с названием тех звуков, которые издают животные, птицы, насекомые. Некоторые слова ему знакомы по сказкам, потешкам, песенкам, а некоторые встречаются очень редко. Заранее составьте перечень этих слов, разучивайте их с ребенком  и затем используйте их в играх, которые помогут ребенку запомнить эти слова.

Осел – ревет.

Кузнечик – стрекочет.

Индюк – кулдыкает.

Кабан, свинья – хрюкает.

Лошадь – ржет.

Коза – блеет.

Сова – ухает.

Гусь – гогочет.

Голубь – воркует.

Сорока – трещит.

Слон – трубит.

Тигр, лев – рычат.

Словарик синонимов. Выберите слово и вспомните вместе с ребенком все синонимы (слова, имеющие одно и то же значение, но различающиеся по звучанию), которые вы сможете подобрать к нему. Потом проверьте себя по словарю. Поздравьте друг друга, если вам удалось что-то вспомнить вместе. Объясните ребенку те слова, которые ему пока неизвестны.

 

Из книги: Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя.

М.: «Эллис Лак», 2001.

  

 

от dlfadm