В настоящее время бытовые, нетранспортные травмы составляют от 80 до 90%

всех случаев. На травматизм дошкольников падает 1/4 часть всего детского

травматизма, хотя дети этого возраста, в основном, все находятся под присмотром

взрослых.

Травмы детей можно классифицировать по возрастному принципу:

 грудного возраста — 3,5%

 от 1 до 3 лет — 9,5%

 от 3 до 7 лет — 22%

 от 7 до 15 лет — 65%

 Из таблицы видно, что 22% детей, получивших повреждения, составляют дети

в возрасте от 3 до 7 лет.

Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд

типичных причин, по которым возникает большинство травм у детей.

Прежде всего — в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях;

вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при

падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других

спортивных сооружений.

Целый ряд травм получают дети в результате несоблюдения правил

содержания домашнего хозяйства, а также дворов, недостаточной уборки тротуаров.

Существуют объективные причины детского травматизма: ребячья

подвижность высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).

На первый взгляд кажется, что травма ребенка — явление случайное,

непредвиденное, а само понятие «травматизм» представляется чем-то хаотичным и

неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не

случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или

непредусмотрительность взрослых.

Анализ большого количества материалов, полученных в результате

длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную

закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дети получают одни и

те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой

этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности детей.

Основными причинами возникновения повреждений у детей являются, прежде всего, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, а также слабая постановка

или полное отсутствие системы в работе по профилактике травматизма.

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного

обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные,

элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к

осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у

него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать

травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается

соответствующей работой в семье, постоянным руководством и контролем со стороны взрослых. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в

процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных

занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и

явлениями общественной жизни, с родной природой. 

от dlfadm