В настоящее время бытовые, нетранспортные травмы составляют от 80 до 90%
всех случаев. На травматизм дошкольников падает 1/4 часть всего детского
травматизма, хотя дети этого возраста, в основном, все находятся под присмотром
взрослых.
Травмы детей можно классифицировать по возрастному принципу:
грудного возраста — 3,5%
от 1 до 3 лет — 9,5%
от 3 до 7 лет — 22%
от 7 до 15 лет — 65%
Из таблицы видно, что 22% детей, получивших повреждения, составляют дети
в возрасте от 3 до 7 лет.
Ситуаций, чреватых получением травм, очень много. Изучение их выявило ряд
типичных причин, по которым возникает большинство травм у детей.
Прежде всего — в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях;
вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при
падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других
спортивных сооружений.
Целый ряд травм получают дети в результате несоблюдения правил
содержания домашнего хозяйства, а также дворов, недостаточной уборки тротуаров.
Существуют объективные причины детского травматизма: ребячья
подвижность высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).
На первый взгляд кажется, что травма ребенка — явление случайное,
непредвиденное, а само понятие «травматизм» представляется чем-то хаотичным и
неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не
случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или
непредусмотрительность взрослых.
Анализ большого количества материалов, полученных в результате
длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную
закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дети получают одни и
те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой
этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности детей.
Основными причинами возникновения повреждений у детей являются, прежде всего, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, а также слабая постановка
или полное отсутствие системы в работе по профилактике травматизма.
Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного
обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные,
элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к
осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у
него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать
травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается
соответствующей работой в семье, постоянным руководством и контролем со стороны взрослых. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.
Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в
процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных
занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и
явлениями общественной жизни, с родной природой.